8 (4922) 32-63-65
cxm-vl@yandex.ru
   

Новости

Коллективы Центра классической музыки выступят в Суздале на торжественном концерте, посвященном Дню народного единства

4 ноября 2012 г. 13:00

В исполнении Владимирского Губернаторского симфонического оркестра, Владимирского камерного хора, Капеллы мальчиков и хоровой группы девочек под управлением Артема Маркина прозвучит кантата П.И. Чайковского «Москва».

Кантата «Москва» для меццо-сопрано, баритона, смешанного хора и оркестра написана Петром Чайковским по случаю коронации Александра III.

Текст к этой кантате был написан маститым Аполлоном Майковым, широко известным своими стихами, как лирическими и пейзажными, так и историческими. Майков обратился к истории Москвы, связав ее с судьбами России:

«С мала ключика студена потекла река;
С невелика зачиналась каменна Москва.
Наезжали тут князья тешиться,
По темным лесам кабана травить,
В тихих заводях лебедей стрелять.
Гой, не туча в синем небе расстилалася,
Злы татары вал за валом по Руси валят...» —

так былинным зачином открывалось повествование о татарском иге, о борьбе за освобождение от него, о собирании земли русской. Заканчивается же оно прямым обращением к помазаннику объединить под своей рукой все православные страны и торжественным величанием государя, государыни, наследника и всех их верных слуг.

В письме к Н. Ф. фон Мекк, многие годы поддерживавшей его материально, Чайковский сообщал: «Мне очень помогло то обстоятельство, что слова кантаты, написанные Майковым, очень красивы и поэтичны... вся пьеса глубоко прочувствована и написана оригинально. В ней есть свежесть и искренность тона, давшая и мне возможность не только отделаться от трудной задачи кое-как, лишь бы было соблюдено приличие, но и вложить в мою музыку долю чувства, согретого чудесными стихами Майкова».

А еще через несколько дней композитор писал своему ученику, профессору консерватории Танееву: «Четыре недели тому назад я получил от Юргенсона предложение московских властей написать марш для коронационного праздника, который город дает государю. С величайшим отвращением принялся я за этот марш, решивши, что по многим причинам нельзя и неполитично отказать. Как вдруг новая обуза! Получаю от Коронационной комиссии текст кантаты Майкова, долженствующей быть спетой в Грановитой палате в день коронации во время обеда государя. Я пришел в совершенное отчаяние: требовалось сделать эту работу как можно скорее, и последним сроком присылки партитуры было назначено 17 апреля. Мне казалось, что невозможно условие это исполнить, но и на этот раз отказать очень не хотелось, и вот я принялся одновременно и марш и длинную кантату писать. К счастью, текст Майкова, очень поэтично написанный, облегчил задачу, и вот теперь уже кантата моя находится в Петербурге, а марш в Москве. Никогда еще ничего я так скоро не сделал, как эти две вещи. Кажется, могу беспристрастно оценить эти два произведения, сказав, что марш шумен, но плох, а кантата далеко не так плоха, как можно думать, судя по быстроте, с коей она написана».

Особенно вдохновил композитора эпизод, в котором молодой ратник обращается к Господу:

Мне ли, Господи, мне ль по силам Ты
Тяжкий крест даешь?
Не достоин я Твоей любви!
Разве Ты мне дашь силу крепкую,
Умудришь меня Ты своей мудростью.
Я ж как верный раб предаюсь Тебе
И готов в огонь и во всяку скорбь
Ибо дорог мне не земной почет,
А Христов венец.

15 мая кантата была исполнена в Грановитой палате московского Кремля под управлением Э. Ф. Направника. 21 июня Коронационная комиссия известила Чайковского, что за кантату и марш ему, по распоряжению царя, подносится подарок в 1500 рублей. К большому разочарованию композитора, это был не гонорар, а именно подарок — перстень с бриллиантами. Нуждаясь в деньгах, Чайковский заложил его в Кредитном обществе, получил ссуду в 375 рублей и тут же потерял и деньги и квитанцию, оставшись, как писал к фон Мекк, «ни с чем».

По сложившейся традиции областные торжества, посвященные Дню народного единства, проходят в древнем Суздале, где несколько лет назад была восстановлена усыпальница князя Дм. Пожарского. Центр классической музыки принимает участие в этом праздничном мероприятии с 2009 года, когда музыкантами Центра впервые была сыграна восстановленная специалистами музея музыкальной культуры им.М.и.Глинки оратория Степана Дегтярева "Минин и Пожарский, или освобождение Москвы".

Начало концерта - 13:00.
Место проведения - Центр культуры и досуга города Суздаля (г. Суздаль, Красная площадь, 5).

Вход свободный.

"Центр классической музыки" 2009 
© Разработка и продвижение сайта
«Студия Glory» 2009-2019