8 (4922) 32-63-65
cxm-vl@yandex.ru
   

Анонсы событий

Владимирский камерный хор, не ограничиваясь рамками традиционного хорового репертуара, знакомит владимирскую публику с живым музыкальным процессом, постоянно работая с музыкой современных композиторов.

При упоминании имени Николая Голованова любой из любителей классической музыки прежде всего думает о нем как о знаменитом дирижере Большого театра. До последнего времени немногие были знакомы с его творчеством в качестве композитора.

Однако в 2010 году в Москве в рамках Московского Пасхального фестиваля в Рахманиновском зале Консерватории был устроен хоровой концерт, состоявший исключительно из духовных произведений Николая Голованова, прошедший с большим успехом. Если прибавить, что в последние годы в концертных залах неоднократно звучала его симфоническая и камерная музыка, что диски с его оперными и симфоническими записями ныне выходят под самыми разнообразными «ярлыками», то можно, кажется, согласиться с музыкальными критиками говорящими о «воскрешении Голованова» — как дирижера, как композитора, как личности. В таком масштабе подобные явления происходят редко — значит, есть в фигуре ушедшего более полувека назад Николая Семеновича Голованова нечто, необходимое людям сегодня.

Биография его внешне несложна. Родившийся в 1891 году в семье выходцев из крестьянcкого сословия, он в возрасте девяти лет был принят в Московское Cинодальное училище церковного пения. Благодаря прекрасному мальчишескому дисканту и замечательной музыкальности Коля Голованов сразу же вошел в трио солистов-«исполатчиков» (мальчиков, которые во время архиерейских служений исполняют песнопения на греческом языке). А благодаря исключительной работоспособности и сильному характеру сразу же выдвинулся в первые ряды учеников. Не менее стремительно развивалась и «светская» карьера музыканта: в 1914 году он с отличием окончил Московскую консерваторию как композитор, с 1915-го начал работать в Большом театре как дирижер; много выступал как пианист-аккомпаниатор со своей супругой — знаменитой певицей Антониной Неждановой. В дальнейшем, после 1917 года, Голованов, наряду с работой в Большом театре и Московской консерватории, был музыкальным руководителем Оперной студии К.С. Станиславского, одним из создателей и руководителем Симфонического оркестра Всесоюзного Радиокомитета и оперного Радиотеатра. Он был народным артистом СССР, лауреатом нескольких государственных премий.



Однако не все складывалось в биографии талантливого музыканта гладко. Уже в ранней молодости Николай оказался столь строптив и самостоятелен, что, являясь лучшим учеником Синодального училища своего выпуска, он все же не был занесен на почетную «Золотую доску». Как сказали бы сейчас, из-за неудовлетворительной оценки за поведение (что не помешало ему, как мы видели, сразу по окончании училища стать регентом Синодального хора). Из Большого театра, уже при советской власти, Голованова увольняли три раза: в конце 20-х годов, в конце 30-х и в 1953-м.



Убежденный патриот и отнюдь не диссидент, Голованов не афишировал, но и не скрывал своих взглядов, в том числе религиозных. Он помогал материально московскому духовенству, собирал иконопись и религиозную живопись (в том числе из закрываемых и разрушаемых храмов); в его доме поэт Николай Клюев читал «запрещенную» поэму «Погорельщина» (за что вскоре поплатился пожизненной ссылкой в дальние края, куда замечательная русская певица и приятельница Голованова, солистка Большого театра Надежда Обухова посылала ему материальную помощь от московских артистов). Когда после печально знаменитого Постановления 1948 года («Об опере В.И. Мурадели “Великая дружба”») в очень тяжелом положении оказался великий Сергей Прокофьев — его музыку перестали исполнять, прекратились государственные заказы,— Голованов организовал в Большом театре оркестровый показ фрагментов нового балета Прокофьева «Каменный цветок» и пригласил туда Сергея Сергеевича; после исполнения дирижер и оркестр устроили Прокофьеву грандиозную овацию. Кстати, у Голованова, с молодости любившего и исполнявшего прокофьевскую музыку, есть примечательное биографическое совпадение с композитором: они родились в один год — в 1891-м — и умерли тоже в один год — в 1953-м. Прокофьев в марте, Голованов в августе, на Успение.
Всегда считалось, что самое важное в наследии Голованова — это сделанные им многочисленные записи русской классики, оперной и симфонической. Последние годы открыли музыкальной общественности Голованова-композитора.

Духовную музыку Голованов писал с юности и вплоть до последних лет жизни. Писал «для себя», «в стол», а начиная с середины 1920-х годов — без всякой надежды услышать. «В стол» в данном случае можно понимать буквально, так как именно в головановском столе в квартире в Брюсовом и были обнаружены автографы четырех десятков хоров, объединенных в четыре опуса (36–39): Песнопения Рождества Христова и Литургии, Песнопения Великого поста, Страстной седмицы и Пасхи, «Из юношеских тетрадей» и сюита «Всех скорбящих Радосте» (6 номеров), которую и предстоит услышать владимирцам.

Опубликованные в 2004 году издательством «Живоносный Источник», эти произведения еще несколько лет ждали своего часа. Хотя отдельные номера иногда пели разные хоры, только развернутое монографическое исполнение, в которое вошли песнопения из всех поздних опусов, смогло дать истинное понятие о Голованове как современном духовном композиторе.

Что побуждало Николая Семеновича к сочинению духовных произведений?
Как пишет очень осведомленный мемуарист А.Свенцицкий, в Москве всегда прекрасно знали, что Голованов и Нежданова — люди церковные. Близкие к Голованову люди искусства знали также, что духовником артистов был протоиерей Николай Павлович Бажанов, многолетний настоятель храма Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. И хоронили Голованова по-церковному, хоть и «потайно».



«Когда из дверей Большого театра выносили гроб с телом Николая Семеновича, перед гробом шел отец Николай Бажанов, правда, “без облачения”. Немногим было известно, что под габардиновым плащом священника были скрыты полукафтанье, поручи, епитрахиль. Отец Николай сел в машину на переднее место рядом с водителем, и она двинулась впереди автобуса, на котором везли гроб с телом Голованова. Таким образом, похоронную процессию на Новодевичье кладбище возглавлял, как и положено, православный священник. А когда гроб был опущен в могилу и прозвучали напутственные слова от партийной организации ГАБТа, местного комитета и прочей общественности, отец Николай, конечно же, совершил заупокойную литию по замечательному музыканту. Мы, верующие артисты (а таких было немало), про себя вторили отцу Николаю…».
Судя по датам на автографах, новые хоры нередко появлялись в церковные праздники, особенно же много песнопений было создано в первый период Отечественной войны: Голованов и Нежданова отказались от эвакуации и оставались в Москве, возобновив, как только стало возможно, концертную деятельность, прежде всего на радио. Многие сочинения имеют примечательные посвящения живым и уже ушедшим — С.В. Смоленскому, П.Г. Чеснокову, А.Д. Кастальскому, Н.М. Данилину, знаменитому басу и церковному певцу В.Р. Петрову. Быть может, прекраснейшее в духовном наследии Голованова песнопение — «Свете тихий» из сюиты «Всех скорбящих Радосте» — было написано за двадцать дней до кончины С.В. Рахманинова (1943) и потом посвящено его «светлой памяти».

Сюита «Всех скорбящих Радосте» - это богородичные песнопения, первые три хора которых имеют много говорящую дату: скорбные дни ноября 1941 года. В этот же хоровой цикл входят два песнопения небесному покровителю Голованова — святителю Николаю и тропарь преподобному Серафиму Саровскому. Кроме упомянутых «Свете тихий» памяти Рахманинова и «Молитвы святому мученику Трифону», в опусе имеются два хора, написанные по конкретным поводам (и, разумеется, исполненные разве что дома за роялем): Великое многолетие, посвященное 40-летию артистической деятельности А.В. Неждановой (май 1943 года), и «Покой, Спасе наш» памяти умершего друга (1944).
Духовная музыка Голованова столь же красива для слушателя, сколь и трудна для исполнения: удивительно длинные мелодические линии, словно «бесконечное дыхание», богатое и сложное гармоническое письмо – новаторская, но остающаяся в рамках музыкальных церковных канонов, она пронизывает и возвышает.

Продолжит программу концерта светский хоровой цикл в начале 2012 года ушедшего из жизни нижегородского композитора, профессора Нижегородской консерватории, заслуженного деятеля искусств РФ, лауреата Всесоюзных и Всероссийских конкурсов Станислава Петровича Стразова – «Акварели» на стихи Ф.Тютчева.
Станислав Петрович Стразов родился в 1941 году в Иванове. Получив среднее образование в Ивановском музыкальном училище по двум специальностям (пианист и музыковед), он поступил в Горьковскую консерваторию также на два факультета. В 1966 году Стразов окончил ее по классу фортепиано профессора О.С.Виноградовой. Далее завершил ассистентуру-стажировку, а также обучался дирижерскому искусству в классе профессора М.А.Саморуковой.



Творчество Станислава Стразова обширно и в жанровом отношении многообразно, в чем отразился универсализм его музыкального образования и последующей деятельности, соединившей композицию с искусством пианиста и дирижера. Он автор шести симфоний, симфонических поэм, увертюр, произведений концертно-симфонического жанра, многочисленных сочинений для хора, фортепиано и других инструментов, романсов, песен, музыки к театральным спектаклям и телефильмам.
Симфоническая музыка Станислава Стразова однажды уже звучала во Владимире, когда Владимирский Губернаторский симфонический оркестр под управлением Артема Маркина представил слушателям авторскую программу из произведений композитора, сыграв симфоническу поэму «Демон» и концерт для скрипки с оркестром. Полный хоровой цикл «Акварели» прозвучит на владимирской сцене впервые.

Музыке Стразова присущи мелодизм широкого дыхания, теплота и искренность высказывания. Она – продолжение лучших традиций русской классической музыки, отмеченной чистотой художественного вкуса и высоким профессионализмом письма. Музыка Станислава Стразова богата по языку, гармонически и полифонически насыщенна, но очень легка и понятна для восприятия даже самого неподготовленного слушателя.

Творчество С.Стразова – прежде всего отличает очень русский характер его, безусловное ощущение русской почвенности. Особенно это проявляется в вокальной и хоровой музыке, где сами поэтические образы - истинно русские. Романсы и хоры на стихи А.Пушкина и М.Лермонтова, хоровые циклы на тексты Ф.Тютчева, А.Фета, А.Майкова, И.Никитина, А.Апухтина, С.Есенина - такое влечение к русской поэзии говорит само за себя.

Музыка Стразова известна в стране и за рубежом. Она исполняется во многих городах России и ближнего зарубежья, в Бельгии, Германии, Италии, Швейцарии. Ее художественные достоинства многократно отмечались премиями на фестивалях разного уровня.

Цикл «Акварели» состоит из 7 номеров, очаровывающих слушателей стройной красотой, изящностью и глубоким лиризмом: «Посвящение Тютчеву» (эпиграф на стихи Б.Корнилова), «Осенний сон», «Зимний лес», «Весенние грезы», «Цветущий мир», «Осенний вечер» и «Благословенная природа».

Завершит концерт Владимирского камерного хора музыкальная шутка композитора Владимира Беляева – веселая сюита «Скороговорки», написанная на тексты известных всем с детства русских скороговорок.

Заслуженный деятель искусств России, лауреат премии Союза композиторов России имени Д.Шостаковича, Всероссийских и международных композиторских конкурсов, профессор Российской Академии музыки имени Гнесиных Владимир Беляев родился 22 февраля 1948 в городе Днепродзержинске, Днепропетровской области. Первым учителем Владимира Беляева по композиции был Д.Б.Кабалевский. В 1972 Беляев окончил Московскую государственную консерваторию по классу композиции М. И. Чулаки.
Сегодня авторские концерты композитора проходят в Москве, городах России и за рубежом. Владимир Беляев имеет свыше 100 опубликованных музыкальных сочинений, многочисленные записи музыки на CD и DVD. Премьеры новых сочинений Владимира Беляева исполняются на международных фестивалях «Московская осень» и всероссийских фестивалях «Музыка России».



Жанровый диапазон творчества Беляева охватывает симфоническую, хоровую, вокальную и инструментальную музыку.
Хоровые сочинения Владимира Беляева широко известны и входят в репертуар многих ведущих исполнительских коллективов России: сюита «Скороговорки», исполненная впервые в новогодней передаче «Песня-84» ансамблем «Русская песня» под управлением Надежды Бабкиной, вот уже более 30 лет пользуется популярностью у музыкантов; партесный концерт «Андрей Рублев» исполнялся в Германии, Франции, Италии, Америки, а также на открытии Игр доброй воли в Сиэтле; вокально-симфоническая композиция «Живая музыка Победы» прозвучала на Красной площади 24 июня 2005 года в честь 60-летия Парада Победы в исполнении оркестра «Новая Россия» и сводного хора ведущих хоровых коллективов Москвы под управлением Юрия Башмета.

- У меня сейчас такой возраст, когда хочется продолжать свою деятельность со своими друзьями. Хочется возвращаться в родные места. В Москве очень сложно добиться качественного звучания, там все куда-то все время спешат! – говорит Владимир Беляев.

С Владимиром композитора связывает давняя творческая дружба: по просьбе основателя Владимирского камерного хора Эдуарда Маркина в 1990 г. им был написан тот самый необыкновенно красивый партесный концерт «Андрей Рублев». Именно в исполнении Владимирского хорового коллектива это произведение звучало на открытии Игр доброй воли в США двадцать лет назад.



Владимир Беляев неоднократно посещал репетиции Владимирского камерного хора, общался с артистами, давал авторские рекомендации по исполнению. В самое ближайшее время, помимо задорной сюиты «Скороговорки», во Владимире состоятся еще несколько премьер его произведений.

Цена билета – 200 руб.
Справки по телефонам: 8(4922)32-54-95, 32-63-65
Билеты можно приобрести в кассе Центра классической музыки по адресу: ул. Георгиевская, 2д.

"Центр классической музыки" 2009 
Top.Mail.Ru © Разработка и продвижение сайта
«Студия Glory» 2009-2024