8 (4922) 32-63-65
   

Анонсы событий



Критики говорят, что она "обладает уникальным качеством завораживать слушателей, своим обаянием и артистизмом увлекать публику, с присущим только ей особым изяществом заставлять вслушиваться во все тонкости музыкальной ткани". Екатерина Мечетина является на сегодняшний день одной из самых талантливых и ярких молодых пианисток мирового уровня. Зарубежная пресса называет ее типичным представителем русской фортепианной школы. Она выступает с лучшими оркестрами России и Европы. Ей посчастливилось работать с великими современными музыкантами. Родион Щедрин, впервые услышав Екатерину, доверил ей мировую премьеру своего Шестого фортепианного концерта. Выступления пианистки проходят всегда с неизменным успехом. Кстати, она является членом Совета по культуре и искусству при Президенте России. Весь вечер в Центре классической музыки будет посвящен творчеству Мориса Равеля.



Великая музыка, я убежден в этом, всегда идет от сердца... Музыка, я настаиваю на этом, несмотря ни на что, должна быть прекрасной. М. Равель

В музыке Равеля - крупнейшего французского композитора, великолепного мастера музыкального колорита - сочетаются импрессионистическая мягкость и размытость звучаний с классической ясностью и стройностью форм. Смелый новатор, Равель оказал большое влияние на многих композиторов последующих поколений.

Он родился в семье швейцарского инженера Жозефа Равеля. Отец был музыкально одарен, хорошо играл на трубе и флейте. Он приобщил юного Мориса и к технике. Интерес к механизмам, игрушкам, часам сохранился у композитора на всю жизнь и даже нашел отражение в ряде его произведений. Достаточно вспомнить хотя бы вступление к опере Испанский час с изображением лавки часовщика. Мать композитора происходила из баскской семьи, чем композитор гордился. Музыкальный фольклор этой редкой национальности с необычной судьбой Равель неоднократно использовал в своем творчестве.

Музыкой Равель начал заниматься в 7 лет. В возрасте четырнадцати лет он поступает в Парижскую консерваторию, которую заканчивает по классу фортепиано Ш. Берио (сына знаменитого скрипача) с первой премией на конкурсе, вторую премию в тот год получил крупнейший французский пианист А. Корто. Окончание консерватории по классу композиции не было для Равеля столь счастливым. Начав заниматься в классе гармонии Э. Прессара, обескураженного чрезмерным пристрастием своего ученика к диссонансам, он продолжает занятия в классе контрапункта и фуги А. Жедальжа, а спустя несколько лет обучается композиции у Г. Форе, который оценил дарование Равеля, его вкус и чувство формы и сохранил до конца дней теплое отношение к своему ученику.

В годы первой мировой войны он, будучи признан негодным к военной службе, добивается, чтобы его отправили на фронт сначала в качестве санитара, а потом водителем грузовика. Не удалась лишь его попытка перейти в авиацию - из-за больного сердца.

Событиями, вносившими разнообразие в жизнь Равеля, были путешествия. Он любил знакомиться с чужими странами, в юности он даже собирался отправиться служить на Восток. Мечте побывать на Востоке суждено было сбыться в конце жизненного пути. В 1935 г. он посетил Марокко, увидел увлекательный, сказочный мир Африки. По пути во Францию он проехал ряд городов Испании, в т. ч. Севилью с ее садами, оживленной толпой, корридой. Несколько раз композитор бывал на родине, присутствовал на празднике в честь установления мемориальной доски на доме, где он родился. С юмором Равель описывал торжественную церемонию посвящения в звание доктора Оксфордского университета. Из концертных поездок наиболее интересными, разнообразными и успешными были четырехмесячные гастроли по Америке и Канаде. Композитор пересек страну с востока на запад и с севера на юг, концерты везде проходили с триумфом, Равель пользовался успехом как композитор, пианист, дирижер и даже лектор. В своей беседе о современной музыке он, в частности, призывал американских композиторов активнее разрабатывать элементы джаза, проявлять больше внимания к блюзу. Еще до посещения Америки Равель открыл в своем творчестве это новое и колоритное явление XX в.

Творческое наследие композитора не поражает количеством произведений, объем их как правило невелик. Подобный миниатюризм связан с отточенностью высказывания, отсутствием "лишних слов". Обо всем, что связано с его творческим процессом, мы можем лишь догадываться, т. к. композитор отличался скрытностью как в вопросах творчества, так и в области личных переживаний, духовной жизни. Никто не видел, как он сочинял, не находили эскизов или набросков, его произведения не носили следов переделок. Однако удивительная точность, выверенность всех деталей и оттенков, предельная чистота и естественность линий — все говорит о внимании к каждой "мелочи", о длительной работе.



Музыка Равеля всегда удивительно человечна, ее обаяние и пафос близки людям. Он не стремится решать философские вопросы и проблемы мироздания, охватить в одном произведении большой круг тем и найти связь всех явлений. Иногда он концентрирует свое внимание на каком-то одном - значительном, глубоком и многогранном чувстве, в других случаях с ноткой затаенной и пронзительной грусти говорит о красоте мира. Хочется всегда с чуткостью и осторожностью обращаться к этому художнику, интимное и хрупкое искусство которого нашло путь к людям и завоевало их искреннюю любовь.

Откроет концертную программу Вальс для симфонического оркестра, про который сам композитор писал: "Я задумал это произведение как нечто вроде апофеоза венского вальса, который вовлекается во все нарастающий фантастический и фатальный вихрь».

Первые упоминания о "Вальсе" в письмах Мориса Равеля встречаются с 1906 года. Но окончательный вариант появился только к 1920 году. Первоначально Равель предполагал дать своему сочинению подзаголовок «Вена», но позднее отказался от этого намерения. Тем не менее в сценической ремарке к партитуре он пишет: «В просветах среди мчащихся вихрем туч мелькают вальсирующие пары. Облака постепенно рассеиваются: виден огромный зал, заполненный танцующими. Сцена освещается все сильнее. Блеск люстр заливает зал. Перед нами императорский двор в 1855 году». Можно предполагать, что речь идет о венском императорском дворе. Но многие современники считали, что речь идет о Париже Наполеона III, о Париже кануна катастрофы 1870 года, о Вене накануне гибели империи Габсбургов в 1918 году... Во всяком случае в музыке сочинения зазвучала отнюдь не середина XIX века: знатоки творчества Равеля считали, что над «Вальсом» «пронесся ураган войны», и мучительные впечатления военных лет стали едва ли не определяющими в концепции его музыки. Композитор считал все эти предположения досужими домыслами и посмеивался над ними, однако сам нигде не дал разъяснения.



Увертюра композиции начинается глухим звучанием нижних тонов (тремоло контрабасов). Вальсовый ритм и устойчивая тональность (ре мажор) появляется только через минуту после начала. Затем диапазон частот расширяется, звучность нарастает и достигает апогея в сильнейшем tutti. Далее следуют различные по характеру вальсы, солируют то одни, то другие инструменты. Но мелодию, которая в будущем определит образ поэмы, задают кларнеты и виолончели. Иногда снова повторяется туттийное звучание. Нарастает динамика, темп ускоряется. Мелодия трансформируется, драматизируется, искажается. В заключительной части - мелодии и вовсе смешиваются, ритм становится рваным, все становится похоже на то самое "фантастическое и фатальное кружение" о котором говорил Равель. Заканчивается композиция грозным низким звучанием инструментов в унисон.

Первое исполнение «Вальса» состоялось в декабре 1920 года в Париже в Концертах Ламуре под управлением Камилла Шевийяра и имело огромный успех. Сценическая интерпретация была осуществлена в 1929 году в балете Иды Рубинштейн, поставленном в Парижской опере. Есть и переложения для фортепиано, но наибольшей популярностью «Вальс» пользуется, конечно, у симфонических оркестров.

В продолжение вечера прозвучат два фортепианных концерта, написанных в 1931 г. Концерт для левой руки – грандиозное, роскошное, великолепное произведение; концерт для двух рук – дерзкий вызов от начала до конца. Сам же Равель называл его концертом-дивертисментом в духе Моцарта за общий светлый характер сочинения.

Концерт для левой руки считается одним из лучших творений Мориса Равеля и одним из наиболее оригинальных и ярких произведений мировой классики вообще. Произведение было написано по заказу австрийского пианиста Пауля Витгенштейна, потерявшего на войне правую руку. Но великий пианист продолжал выступать и достиг большого мастерства, играя одной левой рукой. Он был заинтересован в обогащении скудного репертуара для одной левой руки, хотел играть с оркестром. Задание было сложным и необычным, но это только воодушевило фантазию Равеля, любившего преодолевать трудности, причем нередко создаваемые им самим. Это грандиозное, роскошное, великолепное произведение, ставшее для композитора интересным своеобразным опытом в использовании ресурсов фортепиано, когда солист создаёт одной рукой звучание, подобное двуручному исполнению.

«Великая музыка, я убеждён в этом, всегда идёт от сердца» - таково было кредо композитора. Посвятил он самое лирическое своё творение мужественному человеку Паулю Витгенштейну. Концерт привлекает многочисленных исполнителей, владеющих обеими руками, что подтверждает его высочайший уровень.

Начало концерта - 18:30.

Цена билета - 400 рублей, льготные - (дети, пенсионеры) - 300.

Билеты можно приобрести в кассе Центра классической музыки по адресу: ул. Большая Московская, 28 (тел. 32-27-71, 32-63-65).

"Центр классической музыки" 2009 
Top.Mail.Ru © Разработка и продвижение сайта
«Студия Glory» 2009-2024