8 (4922) 32-63-65
cxm-vl@yandex.ru
   

Анонсы событий



Одни называют Танеева "отцом русской музыки XX века". Другие - "Мировым учителем". Имя этого выдающегося уроженца Владимирской земли навсегда вписано "золотыми буквами" в историю Московской Государственной Консерватории, которую он возглавлял с 1885 по 1889 годы.

Откроет вечер увертюра оперы "Орестея", написанная композитором по мотивам одноименной трагедии Эсхила. Опера была завершена Танеевым в июле 1894 года. Первая постановка «Орестеи» состоялась 5 (17) октября 1895года в Мариинском театре в Петербурге.

Замысел сочинить оперу по трилогии Эсхила возник у С. И. Танеева в начале 80-х годов. В своем дневнике он вспоминает: "Мысль написать "Орестею" зародилась у меня, когда я летом приехал в 1882 году в Селище... перед отъездом я купил у букиниста "Орестею" в русском переводе и нашел, что "Хоэфоры" превосходный сюжет для оперы. Первая мысль была написать только "Хоэфоры". Я стал ежедневно писать "оперу", которую довел, кажется, до появления Ореста. Ничего из этого наброска не вошло потом в настоящую оперу".

Кстати, исполнение оперы "Орестея" С.И. Танеева - давняя мечта дирижера Артема Маркина.

- Музыка Сергея Танеева не так популярна, как музыка Рахманинова и Чайковского, но это не заслужено, - говорит он. - Ее надо просто чаще исполнять. Да, она непроста для восприятия. Но я считаю, что кантата Сергея Ивановича "Иоанн Дамаскин", например, доступна для понимания любому.



Именно кантата "Иоанн Дамаскин" прозвучит сразу после увертюры "Орестеи". Сергей Иванович написал ее в память о своем учителе Николае Рубинштейне - основателе и первом директоре Московской консерватории, смерть которого он очень глубоко переживал. В качестве текста кантаты композитор выбрал отрывок из поэмы Алексея Толстого "Иоанн Дамаскин" - один из траурных гимнов, спетых главным героем и его учениками. Стихи как нельзя более подходили к случаю, по поводу которого была создана кантата. А в качестве главной темы Танеев включил в свое произведение старинный церковный напев "Со святыми упокой", ставший в русской музыке символом трагического.

Святой Иоанн Дамаскин жил в Сирии в 7-8 вв. Он - один из самых почитаемых отцов восточной православной церкви. Великий поэт своего времени, гимнограф и богослов, святой Иоанн много претерпел от противников христианства. Его каноны — великолепные литературные произведения, большинство из которых до сих пор звучит на христианских богослужениях.

Над своей кантатой "Иоанн Дамаскин" Сергей Танеев работал довольно долго - более трех лет. Композитор проделал огромный подготовительный труд, контрапунктически разрабатывая избранные музыкальные темы. Лишь 14 января 1884 года партитура была полностью закончена. Первое исполнение кантаты состоялось 11 марта того же года в Москве - на собрании Русского Музыкального Общества, посвященного памяти Николая Рубинштейна.

Кантата "Иоанн Дамаскин" стала первым сочинением Танеева, в котором его талант и мастерство проявились полно и ярко. Взыскательный автор даже дал новому произведению ор. 1, несмотря на то, что ранее им уже были написаны фортепианные пьесы, романсы, квартеты, трио и оркестровые пьесы. Критики того времени сравнивали Сергея Танеева с Бахом и писали: "Это... прекрасная музыкальная композиция, в которой встречается множество очень тонко и умно задуманных эффектов в хорошем смысле этого слова, композиция, проникнутая в своем целом серьезным достоинством и внушающая полное уважение к познаниям и умению автора".

Во втором отделении концерта прозвучит Концертная сюита, которую музывковеды относят к самым лучшим сочинениям Танеева. В ней сконцентрированы жанрово-стилевые черты, характерные для позднего Танеева - Танеева XX века, все еще казавшегося современникам реставратором старины.

Концертная сюита - единственное завершенное сочинение концертного жанра, что на первый взгляд странно для композитора, сформировавшегося в эпоху расцвета концертности и к тому же первоклассного пианиста — исполнителя концертов Бетховена, Брамса, А. Рубинштейна, Чайковского. Сразу вслед за окончанием консерватории, в 1876 году, Танеев стал работать над фортепианным концертом, но, сочинив две части, оставил эту работу. Судя по дневникам, в 1898 и 1901 годах вновь возникал замысел концерта для фортепиано. И все же сюита Танеева, явившаяся новым словом в русской концертной литературе, возродившая на русской почве некоторые черты западноевропейской стилистики XVIII века, отражала и одну из линий отечественной традиции.



И завершит концерт финал кантаты "По прочтении псалма". В клавире кантата была закончена 23 сентября 1914 года, партитуру композитор дописал 3 января 1915 года. Премьера состоялась в Петрограде 11 марта под управлением С. Кусевицкого. Танеев присутствовал на этом концерте. «По прочтении псалма» стала последним сочинением композитора, вершиной его творчества и художественным завещанием. После премьеры Б. Асафьев, впоследствии один из крупнейших музыковедов страны, академик, тогда начинавший свою деятельность под псевдонимом Игорь Глебов, писал: «Впечатление осталось столь сильное, какое только и может остаться после исполнения подлинно правдивых, живых произведений музыкального искусства, где слышится за каждым изгибом музыкальной мысли творческая воля и одухотворенное чувство композитора».

Грандиозная, совершенная по мастерству воплощения кантата величественна и сурова. Ее три части состоят из восьми хоровых и одного сольного номера, сопровождаемых оркестром, который имеет и самостоятельное выразительное значение.

Начало концерта – 18:30.

Цена билета - 400 рублей, льготные - (дети, пенсионеры) - 250 рублей.

Билеты можно приобрести в кассе Центра классической музыки по адресу: ул. Большая Московская, 28 (тел. 32-27-71, 32-63-65).



"Центр классической музыки" 2009 
Top.Mail.Ru © Разработка и продвижение сайта
«Студия Glory» 2009-2024