8 (4922) 32-63-65
   

Анонсы событий



В 2011 году пианист с отличием окончил Московскую консерваторию. В настоящее время он - аспирант. Никита неоднократно становился победителем международных и национальных юношеских конкурсов как пианист и как композитор. В разные годы он был стипендиатом различных международных благотворительных фондов, среди которых - "Новые имена", фонд В. Спивакова, фонд Н. Петрова, "Русское исполнительское искусство" и другие. Пианист впервые выступил с сольным концертом в возрасте 9 лет в зале Академии имени Я. Сибелиуса города Хельсинки. Позднее его концерты проходили в лучших залах Москвы и Санкт-Петербурга, городах России, в Германии, Италии, Испании, Португалии, Польше, Латвии, Эстонии, Китае, Швейцарии, Израиле, Франции, США, Украине.
Никита Мндоянц играл с ведущими оркестрами России, среди которых Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова (дирижер Ф. Коробов) и Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии (дирижер А. Сладковский). Также выступал под руководством таких дирижеров, как Л. Слаткин, Э. Клас, В. Зива, А. Рудин, С. Безродная, К. Орбелян, В. Халилов, Ф. Глущенко, М. Рахлевский, М. Аннамамедов, Р. Нигаматуллин, А. Маркин, И. Солженицын, В. Валеев, Н. Хондзинский, В. Урюпин. В 2004 году в ансамбле с Квартетом имени Бородина исполнил Квинтет Д. Шостаковича. C 2012 года Никита - член Союза композиторов России.

В первой части музыкального вечера при участии Владимирского камерного хора прозвучит Шестая, "Литургическая" симфония Андрея Эшпая. Человека уникальной судьбы. Исполнение его произведений в дни 70-летия празднования Победы в Великой Отечественной войне имеет особый смысл.
То, отступая, то наступая,
Шли измочаленные войска,
А над солдатиком Андреем Эшпаем
Лишь пуля свистнула у виска, -

эти строки написал о композиторе поэт Евгений Евтушенко. Трудно найти в России человека, который не слышал хотя бы одного сочинения Андрея Яковлевича Эшпая. он был участником Великой Отечественной войны. К концу войны ему исполнилось всего лишь 20 лет. Но именно в те тяжелые годы им овладело горячее желание посвятить свою жизнь искусству.



Еще школьником Андрей вместе с бригадой художественной самодеятельности выступал перед воинами, уходящими на фронт, и перед ранеными в госпиталях. "Именно тут-то я понял, - вспоминает конпозитор, - что музыка - это серьезное занятие, а не просто развлечение".

В январе 1943 года Андрей Эшпай поступает в Оренбургское пулеметное училище, зная, что его выпускников сразу отправляют на фронт. Неожиданно в училище приехала комиссия Военного института иностранных языков, и Андрея, отлично владевшего немецким языком, зачислили курсантом. Так он попал в Ставрополь, а затем был переведен в Москву. После окончания учебы, в конце 1944 года, он попадает на фронт. К этому времени на фронте погибли два его брата.

Вот как вспоминает об этом композитор:
"Я же попал на фронт уже в конце 1944-го. Шел от Магнушевского плацдарма до Берлина. В Лихтенберг вошли 24-го апреля. 26-го или 27-го погибли мои два лучших друга – Володя Никитинский из Архангельска и Гена Новиков из Ташкента. Мы были троицей "не разлей вода", ели из одного котелка, мечтали вместе демобилизоваться, строили планы... А тридцатого нас вывели из боя, потому что все были перебиты - никого не осталось. В Берлин вошел уже в составе штурмовой группы. Александерплац, потом бои в метро. В Берлине был "ад" и даже после 2 мая, когда водрузили знамя. В поле все понятно, по выражению Суворова, а тут каждый дом - огонь, сплошной огонь. Я отрываюсь от стены, и в это время, когда я отрываюсь от стены, она рухнула. И я уже добежал до середины. А на полсекунды позднее - она меня бы накрыла…".

После окончания войны еще до сентября 1946 года Андрей Эшпай служил в управлении информации в Берлине в районе Карлсхорст. Боевой путь композитора отмечен орденом Красной Звезды, медалями "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина", "За победу над Германией", польской медалью "За Варшаву, 1939-1945 гг.". Война стала особой трагической темой его жизни и творчества. "Даже если вы не пишете конкретно о войне, - говорит Андрей Яковлевич, - она все равно присутствует в творчестве художника, того, что был на фронте".

Написанию Шестой "Литургической" симфонии способствовало событие, всколыхнувшее всю страну, - тысячелетие крещения Руси. Не остался в стороне и Эшпай. По словам композитора, он выбрал текст 13 главы из Первого послания к Коринфянам святого апостола Павла как материал для развития злободневных тем, волнующих людей сегодня так же, как и тысячу, и две тысячи лет назад. После написания хора a cappella, где помимо названного текста было использовано апокрифическое (т.е. неканоническое) послание "О, всепетая Мати" и иромодальный (календарный) хор "Чашу Спасения прииму", Эшпаю показалось, что отобранный материал требует более развернутого музыкального решения. Возник новый, более насыщенный вариант. Но ощущение недосказанности оставалось. И привлечение оркестра становилось осознанной необходимостью. Так родилась Шестая "Литургическая" симфония.

Послание святого апостола Павла из глубины двадцативековой давности в симфоническом "прочтении" Эшпая обращено к современнику: "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.И если я отдам все имение мое, и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносит, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится...Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, Тогда же лицом к лицу; Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше".

Перед исполнением симфонии Андрей Эшпай просит прочесть со сцены текст на современном русском языке. Выслушав текст Послания, люди яснее понимают то, что услышат сейчас на старославянском, и могут лучше проникнуться "духом симфонии", названной автором "Литургической". Хор в Симфонии поет не только a cappella, но и в соединении с оркестром. Это дало возможность автору быть более свободным в средствах и выйти из ограничительных рамок знаменного распева.



Завершит наш вечер Концерт для фортепиано с оркестром No 1 Петра Ильича Чайковского. Это великое сочинение не нуждается в представлениях. Исполнение Первого концерта молодым пианистом - гостем нашего зала - станет прекрасным даром памяти великого русского композитора в дни празднования 175-летия со дня его рождения.

Начало концерта – 18:30.

Цена билета - 400 рублей, льготные - (дети, пенсионеры) - 300 рублей.

Билеты можно приобрести в кассе Центра классической музыки по адресу: ул. Большая Московская, 28 (тел. 32-27-71, 32-63-65).

"Центр классической музыки" 2009 
Top.Mail.Ru © Разработка и продвижение сайта
«Студия Glory» 2009-2024