8 (4922) 32-63-65
   

Анонсы событий

Сметана - первый чешский композитор, обратившийся к жанру симфонической поэмы. "Влтава" - вторая из шести поэм цикла, объединенного общим названием "Моя родина".



Цикл "Моя родина" был написан композитором в период с 1874 по 1879 годы. В него входят поэмы "Вышеград", "Влтава", "Шарка", "В чешских лугах и лесах", "Табор" и "Бланик".

В этих сочинениях Сметана связывает форму симфонической поэмы, разработанную Ференцем Листом, с чешскими национальными мотивами. Каждая из поэм посвящена какой-либо легенде, историческому эпизоду или природе Чехии. Цикл "Моя родина" уникален в музыкальной литературе XIX века. И не только потому, что композитор начал трудиться над ним после того, как полностью потерял слух.

Замысел серии поэм возник во время работы Сметаны над эпической оперой "Либуше". В финале ее, в пророческих видениях легендарной правительницы древней Чехии, возникали картины грядущего. И среди них - картина героической борьбы за свободу. Продолжением оперы должна была стать симфоническая картина, посвященная Вышеграду - исторической крепости первых чешских королей, построенной на гигантской скале, нависшей над рекой Влтавой. Идея же воспеть Влтаву, символ чешской земли, на берегах которой раскинулась Прага, родилась у композитора еще раньше. В 1867 году Сметана с друзьями отправился в путешествие к истокам реки и три года спустя писал в дневнике о впечатлении, которое произвели на него Святоянские пороги.

"Влтава" была создана Сметаной в течение ноября и декабря 1874 года. Композитор описывает одну из крупнейших чешских рек. Наигрыши флейт в начале поэмы изображают спокойное течение Влтавы, звуки труб и валторн - охоту в лесу на ее берегах, ритм веселой польки - крестьянскую свадьбу, тихая мелодия у скрипок на фоне "переливов" деревянных духовых - ночные хороводы. Звучит мотив Вышеграда из первой поэмы.

А вот как сам автор говорит о "Влтаве":
"Из двух источников возникает Влтава - теплого и холодного. Объединившись, течет она мимо просторных лугов и полей - жители этих мест справляют празднества. При лунном свете русалки ведут свой хоровод. Мимо проносятся гордые крепости, замки, руины, сросшиеся с дикими скалами. Влтава пенится, плещется у Святоянских порогов и широким потоком устремляется к Праге, к Вышеграду. Течение ее величаво, оно уносит Влтаву далее, где она сливается с Эльбой".

В Чехии мелодия "Влтавы" считается неофициальным национальным гимном. Позднее эта же мелодия легла в основу гимна Израиля - "Атиква".

Премьера симфонической поэмы "Влтава" состоялась в Праге 4 апреля 1875 года под руководством известного дирижера Адольфа Чеха. Все шесть поэм связаны единым замыслом - изобразить прошлое, настоящее, будущее, легенды, историю и быт Чехии.

Программу вечера продолжит оркестровая сюита в трех частях Сергея Рахманинова "Симфонические танцы". Это последнее крупное симфоническое произведение композитора, которое он завершил в 1940 году. В Симфонических танцах слышна тревога за судьбы народов и всего мира.



Работа над произведением проходила в штате Нью-Йорк. Первоначальное название сочинения - "Фантастические танцы", включающие три части: "Полдень", "Сумерки" и "Полночь". Его премьера состоялась под руководством дирижера Юджина Орманди с Филадельфийским оркестром 3 января 1941 года.

Музыковеды отмечают, что в "Симфонических танцах" звучит особенная тоска по родине великого художника. Название условно. Оно, скорее, вуалирует, чем раскрывает содержание. По мнению исследователей, "Симфонические танцы" - это своеобразное духовное завещание Рахманинова, зашифрованное в музыкальных образах без привлечения слова. Композитор в симфонической форме воплотил образы "Апокалипсиса", "Dies irae", судьбу гибнущего мира и роль России в Последние времена.

Вот что он говорит об этом в письме к своему другу - Софье Сатиной от 27 января 1941 года: "Мы живем, поистине, в страшное время. Даже то, что мы переживали во время мировой войны, кажется, в сравнении с настоящим, чем-то другим. Тогда были где-то, в каких-то странах, светлые пятна. Сейчас же кажется, что катастрофа распространяется на весь мир и поглотит всех и вся. Не дай, Господи! Советы жить только настоящим днем, по совести говоря, не выдерживают никакой критики. Кто же живет только сегодняшним днем и кто это, кто не думает хотя бы о близком будущем? И как можно о нем не думать! Ведь не звери же мы! Но, думая о будущем, ничего, кроме ужаса, себе не представляешь. Как с этим справиться и как себя вести, скажи мне?".

Хотя эти строки написаны год спустя после создания "Танцев", можно предположить, что именно мысли о настоящем и "близком будущем" Сергей Рахманинов воплотил в содержании этого произведения.

Начало концерта – 18:30.

Цена билета - 400 рублей, льготные - (дети, пенсионеры) - 250.

Билеты можно приобрести в кассе Центра классической музыки по адресу: ул. Большая Московская, 28 (тел. 32-27-71, 32-63-65).

"Центр классической музыки" 2009 
Top.Mail.Ru © Разработка и продвижение сайта
«Студия Glory» 2009-2024