8 (4922) 32-63-65
   

Анонсы событий



На создание этого сочинения Листа вдохновило величайшее творение Данте "Божественная комедия". Будучи еще совсем молодым пианистом, он пишет фортепианную сонату-фантазию "По прочтении Данте" (1838). В центре произведения - горестная история Франчески да Римини, обреченной на посмертные муки за измену мужу. И только почти 20 лет спустя, в 1855 году, Ференц Лист - прославленный дирижер и фортепианный педагог, композитор-новатор, автор "Фауст-симфонии" и симфонических поэм, вновь обратился к "Божественной комедии". Но на этот раз в жанре программной двухчастной симфонии.



8 июля 1856 года Лист закончил "Данте-симфонию", которую посвятил своему ближайшему другу Вагнеру. А почти через год два месяца, 5 сентября, она впервые прозвучала под управлением автора в Дрездене. Как вспоминал сам Лист, исполнение оказалось "очень неудачным из-за отсутствия достаточного количества репетиций", но и впоследствии эта симфония, в отличие от первой, не приобрела широкой популярности.

Лист в своей симфонии сохраняет трехчастное членение поэмы Данте: две части его творения носят те же названия - "Ад" и "Чистилище", а "Рай" заменяет большая хоровая кода на латинский текст католического песнопения "Величит душа моя Господа". Помимо этого композитор вписывает в партитуру две важнейшие дантевские строфы, подтекстовывая их в начале и середине первой части - прием, никогда не применявшийся в программных симфониях.

Ференц Лист - венгерский композитор, пианист-виртуоз, педагог, дирижер, публицист, один из крупнейших представителей музыкального романтизма. Основоположник так называемой Веймарской школы в музыке.

Лист был одним из величайших пианистов XIX века. Его эпоха явилась расцветом концертного пианизма, Лист находился в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остается ориентиром для современных пианистов, а произведения - вершинами фортепианной виртуозности.
Как композитор Лист сделал массу открытий в области гармонии, мелодики, формы и фактуры. Создал новые инструментальные жанры - рапсодию, симфоническую поэму. Сформировал структуру одночастно-циклической формы, которая намечалась у Шумана и Шопена, но не была развита так смело.

Лист активно пропагандировал идею синтеза искусств, его единомышленником здесь был Вагнер. Он считал, что время "чистых искусств" закончилось - этот тезис был выдвинут к 1850-м годам. Если Вагнер видел этот синтез в связи музыки и слова, то для Листа он более связан с живописью, архитектурой, хотя и литература играла большую роль. Композитор верил в силу искусства, которое может влиять на массы людей, бороться со злом. С этим связана его просветительская деятельность.

Лист активно преподавал. К нему в Веймар приезжали пианисты со всей Европы. В своем доме, где был зал, он давал им открытые уроки, причем никогда не брал за это денег.
Среди композиторов, его посещавших, был Александр Бородин. Дирижерской деятельностью Лист занялся в Веймаре. Там он ставил оперы, исполнял симфонии.

Кстати, композитор завоевал известность еще и как литератор. Среди его работ - книги о Шопене и о музыке венгерских цыган, а также множество статей, посвященных актуальным и глобальным вопросам. И, конечно, нет ничего удивительного, что в своем музыкальном творчестве он неоднократно обращался к литературному наследию великого поэта Данте.

Начало концерта – 18:30.

Цена билета - 300 -600 руб.

Билеты можно приобрести в кассе Центра классической музыки по адресу: ул. Большая Московская, 28 (тел. 32-27-71, 32-63-65).


"Центр классической музыки" 2009 
Top.Mail.Ru © Разработка и продвижение сайта
«Студия Glory» 2009-2024