8 (4922) 32-63-65
   

Анонсы событий

Этот концерт еще и дань уважения многолетнему творческому содружеству композитора Сергея Прокофьева и кинорежиссера Сергея Эйзенштейна, которое оказалось исключительно плодотворным. Вот что Прокофьев писал об Эйзеншейне: "Его уважение к музыке было так велико, что в иных случаях он готов был "подтянуть" пленку с изображением вперед или назад, лишь бы не нарушить целостности музыкального отрывка". Эйзенштейна же поражала способность Прокофьева мгновенно заражаться зрительным впечатлением и передавать в музыке сущность художественного образа, запечатленного на пленке. А вот слова самого режиссера: "Назавтра он пришлет мне музыку, которая... звуковым контрапунктом будет пронизывать мою монтажную структуру, закон строения которой он уносит в той ритмической фигуре, которую отстукивали его пальцы".

Прокофьев во время отсмотра снятых эпизодов, действительно, отстукивал пальцами какие-то сложные ритмические построения на ручке кресла. Работа шла двумя путями. Либо режиссер показывал композитору законченный кусок отснятой пленки, предоставляя ему самому решать, какова должна быть музыка к нему. Либо Прокофьев заранее писал тот или иной музыкальный эпизод, и Эйзенштейн строил зрительный ряд, основываясь на этой музыке. Бывало и так, что режиссер рассказывал Прокофьеву о каком-то эпизоде, иллюстрируя его карандашными рисунками, а потом делал съемки, исходя из готовой партитуры. Сергей Прокофьев был гениальным композитором кино, обладавшим уникальным талантом "переводить" визуальный ряд в музыку, не превращая его при этом в иллюстрации.
Откроет программу нашего концерта музыка к фильму "Иван Грозный". Эта киноэпопея - одна из вершин творчества Сергея Прокофьева и его последняя совместная работа с выдающимся режиссером Сергеем Эйзенштейном. К написанию музыки композитор приступил в 1942 году, но еще в 1941 году Эйзенштейн посвятил Прокофьева в свои замыслы, связанные с будущим фильмом, предоставив композитору время и возможность сосредоточиться на образах и сюжетных линиях, требовавших музыкальной интерпретации. Съемки фильма началась в 1942 году, в сложных условиях эвакуации "Мосфильма" в Алма-Ату.
Первая часть фильма была воспринята политическими кругами на ура и широко демонстрировалась в прокате, а вот вторая – не увидела света до 1958 года, когда и Эйзенштейна, и Прокофьева уже не было в живых. Собственно поэтому не была завершена третья часть - сохранились лишь ее фрагменты, а композитор так и не создал аналога "Ивана Грозного" для концертной эстрады. Заслуга в создании оратории принадлежит советскому композитору и дирижеру Абраму Стасевичу, который записывал эту музыку и для фильма, а позже "собрал" концертную партитуру, некоторые эпизоды исключив совсем, другие переставив местами. Эта-то версия "Грозного" и прозвучала впервые в 1962 году и стала исполняться во всем мире.



Киномузыка Прокофьева вышла далеко за пределы чисто "прикладной". Она неоднократно использовалась и самим композитором как материал для создания самостоятельных концертных произведений.
Продолжит наш вечер Кантата Сергея Прокофьева "Александр Невский", написанная композитором на основе музыки к одноименному фильму Сергея Эйзенштейна. Это была их первая совместная работа. В начале 1938 года режиссер задумал большой звуковой фильм об Александре Невском. В качестве автора музыки он решил пригласить Прокофьева. "Будучи давнишним поклонником его замечательного режиссерского таланта, я с удовольствием принял предложение», - вспоминал композитор. Вскоре он отправился в свою последнюю заграничную поездку, и в Голливуде специально изучил технику музыкального оформления фильмов.
"Александр Невский" вышел на экраны 1 декабря 1938 года и сразу завоевал колоссальный успех. Этот успех натолкнул композитора на мысль написать на материалах музыки к фильму кантату. "Иногда легче написать совершенно новую пьесу, чем придумывать спайки", - жаловался он близким. Нужно было полностью переоркестровать всю музыку, так как прежняя оркестровка была рассчитана на использование электронных средств, применяемых при записи киномузыки, различных эффектов, связанных с приближением и удалением того или иного инструмента от микрофона и т. д. Кроме того, из разрозненных фрагментов, звучащих на протяжении фильма, нужно было скомпоновать стройные разделы вокально-симфонического цикла. Кантата, получившая ор. 78, состоит из семи частей, ее премьера прошла 17 мая 1939 года в Большом зале Московской консерватории.
Итак, ждем слушателей на нашем четвертом по счету концерте, посвященном Году кино в России.

В концерте примут участие все коллективы Центра классической музыки: Владимирский Губернаторский симфонический оркестр, Владимирский камерный хор, капелла мальчиков, хор девочек и новая солистка Центра Анастасия Мирзоева.

Ждем Вас на нашем концерте!
Начало концерта – 18:30.
Цена билета - 400 рублей, льготные - (дети, пенсионеры) - 300.
Билеты можно приобрести в кассе Центра классической музыки по адресу: ул. Большая Московская, 28 (тел. 32-27-71, 32-63-65)

"Центр классической музыки" 2009 
Top.Mail.Ru © Разработка и продвижение сайта
«Студия Glory» 2009-2024