8 (4922) 32-63-65
cxm-vl@yandex.ru
   

Анонсы событий

Легендарные симфонии

18 ноября 2016 г.

18:30

Владимирский Губернаторский симфонический оркестр и Маэстро Артем Маркин продолжают программу симфонических вечеров. На этот раз гостей и слушателей ЦКМ ждет последняя симфония Петра Ильича Чайковского - "Патетическая". А также - увертюра к опере "Проданная невеста" Бедржиха Сметаны, входящая в золотую сокровищницу симфонической музыки. Она же и откроет концертный вечер.

Впервые опера Бедржиха Сметаны "Проданная невеста" была исполнена в Праге 30 мая 1866 года. Время действия - XIX век. Место действия - маленькая богемская деревня. После того как Габсбурги в 1859 году понесли тяжелое поражение на равнинах Ломбардии, чехи стали культивировать свои собственные искусства, преднамеренно превознося все национальное. Правление Франца Йозефа было менее жестким, началось строительство национальных театров, и возникла настоятельная необходимость в национальном музыкальном искусстве. Сметана, а впоследствии Дворжак - вот самые выдающиеся фигуры чешской национальной профессиональной музыки, и кое-что, по крайней мере в их оркестровой музыке, очень скоро оказалось воспринятым всем западным миром.

Но из чешских опер только "Проданная невеста" вошла в репертуар европейских и американских оперных театров. Первоначально же она была написана не как опера, а как оперетта. В ней было два действия, двадцать музыкальных номеров и разговорные диалоги. Требования иностранных оперных театров вскоре заставили Сметану внести изменения в партитуру и сделать ее более обширной. Через три года после премьеры оперы в Праге Сметана для исполнения ее в парижской "Опера комик" добавил арию для ведущего сопрано, а также несколько танцев, в том числе знаменитые теперь польку и фуриант. А в следующем году для исполнения в Санкт-Петербурге она была разделена на три действия, а разговорные диалоги превратилиись в речитативы. Именно в этой последней редакции опера теперь идет на сценах театров мира.

Любители музыки, которые никогда не слышали "Проданной невесты" целиком, все же хорошо знакомы с увертюрой, поскольку она входит в традиционный концертный репертуар симфонической музыки. Все ее темы повторно звучат в финале II действия.
Продолжит концерт Симфония No 6 си минор, соч. 74 Петра Ильича Чайковского, которую он писал с февраля по конец августа 1893 года. Название "Патетическая" ей предложил брат композитора - Модест. Симфония посвящена Володе Давыдову - его племяннику. Название "Патетическая" говорит о том, что в симфонии противопоставлены всеобщие и глубокие темы жизни и смерти.

Премьера симфонии состоялась 16 октября (28 октября) 1893 года в Санкт-Петербурге под управлением автора, за девять дней до смерти композитора.
Работе над симфонией предшествовал длительный подготовительный период. Уже в 1889 году Чайковский задумал новое сочинение.

Вот что говорит он об этом в письме к К. Р. - великому князю Константину Романову:
"Мне ужасно хочется написать какую-нибудь грандиозную симфонию, которая была бы как бы завершением всей моей сочинительской карьеры... Неопределенный план такой симфонии давно носится у меня в голове, но нужно стечение многих благоприятных обстоятельств для того, чтобы замысел мой мог быть приведен в исполнение. Надеюсь не умереть, не исполнивши этого намерения".

Первоначально Чайковским была задумана симфония "Жизнь" в тональности Es-dur, над которой он работал весной и летом 1891 года. Однако оптимистическая концепция намечавшегося произведения его разочаровала и он оставил ее сочинение. Тем не менее, замысел крупного симфонического произведения продолжал вызревать.

В письме к В.Л. Давыдову от 11 февраля 1893 года Чайковский пишет:
"Во время путешествия у меня явилась мысль другой симфонии, на этот раз программной, но с такой программой, которая останется для всех загадкой, - пусть догадываются, а симфония так и будет называться: Программная симфония No 6. Программа эта самая что ни на есть проникнутая субъективностью, и нередко во время странствования, мысленно сочиняя ее, я очень плакал. Теперь, возвратившись, сел писать эскизы, и работа пошла так горячо, так скоро, что менее, чем в четыре дня, у меня совершенно готова была первая часть и в голове уже ясно обрисовались остальные части. Половина третьей части уже готова. По форме в этой симфонии будет много нового, и, между прочим, финал будет не громкое аллегро, а наоборот, самое тягучее Adagio. Ты не можешь себе представить, какое блаженство я ощущаю, убедившись, что время еще не прошло и что работать еще можно. Конечно, может быть, я и ошибаюсь, но кажется, что нет".

Таким образом, создание симфонии происходило очень быстро: 4 февраля она была начата, 24 марта эскизы всего сочинения были закончены, а к 19 августа композитор завершил всю партитуру и подготовил симфонию к печати. Первое исполнение Шестой симфонии состоялось в Петербурге 16 октября 1893 года под управлением автора и имело средний успех, однако это не изменило высокой авторской оценки сочинения.

Через два дня после концерта в письме к П.И. Юргенсону он писал:
"С этой симфонией происходит что-то странное! Она не то чтобы не понравилась, но произвела некоторое недоумение. Что касается меня самого, то я ею горжусь более, чем каким-либо другим моим сочинением."

После смерти Чайковского симфония была сыграна еще раз под управлением Э.Ф. Направника и произвела глубочайшее впечатление, усиленное ощущением глубокой утраты. В Москве первое исполнение состоялось 4 декабря 1893 года под управлением В. И. Сафонова.

Чайковский в самом начале работы над симфонией упоминал о "тайной программе". Эту программу он нигде не записал, однако, остались некоторые свидетельства самого автора и его современников о том, какое образное содержание он воплотил в этом сочинении.

В. Баскин, автор первой биографии Чайковского, присутствовавший и на премьере симфонии и на первом ее исполнении после смерти композитора, писал: "Мы помним то грустное настроение, которое царило в зале Дворянского собрания 6 ноября, когда вторично исполнена была "Патетическая" симфония, не вполне оцененная при первом исполнении под управлением самого Чайковского. В этой симфонии, ставщей, к прискорбию, лебединой песнью нашего композитора, он явился новым не только по содержанию, но и по форме; вместо обычного Allegro или Presto она начинается Adagio lamentoso, оставляющим слушателя в самом грустном настроении. В этом Adagio композитор как бы прощается с жизнью; постепенное morendo (итал. - замирание) всего оркестра нам напомнило знаменитый конец "Гамлета: "The rest is silent" (дальнейшее - тишина)."

Начало концерта – 18:30.

Цена билета - 400 рублей, льготные - (дети, студенты, пенсионеры) - 300.

Билеты можно приобрести в кассе Центра классической музыки по адресу: ул. Большая Московская, 28 (тел. 32-27-71, 32-63-65)

"Центр классической музыки" 2009 
© Разработка и продвижение сайта
«Студия Glory» 2009-2017