8 (4922) 32-63-65
cxm-vl@yandex.ru
   

Анонсы событий

"Жестокий романс"

2 июня 2017 г.

18-30

Летний вечер 2-го июня будет целиком посвящен выступлению Владимирского камерного хора под управлением Татьяны Гринь.

Чем старинней наивность романса
Тем живее его соловьи.

Б. Ахмадуллина

Термин «романс» возник в эпоху Средневековья в Испании, где использовался для названия светских песен на испанском языке, которые нужно было отделить от религиозных гимнов, исполняемых на латыни. Испанское слово «romance» или позднелатинского «romanice» так и переводятся: «по-романски» или «по-испански», что собственно одно и то же. Термин «романс» прижился во многих языках параллельно с термином «песня», хотя в немецком и английском до сих пор не разделяются эти два понятия, обозначая их одним и тем же словом (нем. Lied и англ. Song).

В 18 веке началось широкое увлечение романсом благодаря тому, что великие поэты создавали свои произведения именно в это время. На стихи И. В. Гете, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета было написано очень много романсов. В 19 веке появились национальные школы романса. Каждый представитель данных школ писал произведения, придерживаясь одного стиля. Так появились Русская, Немецкая, Австрийская и Французская школы романса.



Городской романс создавался любителями музыки на тексты народных песен, на собственные стихи или стихи малоизвестных авторов, реже — значительных поэтов и предназначался для домашнего и публичного исполнения. Присущие городскому романсу обнаженность лирической темы, простота и доступность ее выражения, открытость чувств, доверительность интонации, незатейливость и напевность мелодии, близкой к народно-песенной и потому легко запоминающейся, обусловили его популярность у неподготовленной в музыкальном отношении аудитории. Создателями городских романсов второй половины 19 — начала 20 века были композиторы А.А.Алябьев, А.Е.Варламов А.Л.Гурилев, П.П.Булахов, A.И.Дюбюк, С.Л.Донауров. Среди наиболее популярных произведений этого жанра, бытовавших в те годы в России, — «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светит...», 1853) Я.И.Полонского, «О, говори хоть ты со мной...»(1857) А.А.Григорьева, «Под душистою ветвью сирени...»(1857) и другие.

В начале 20 века складывается разновидность городского романса — «жестокий романс», получивший свое название за ярко выраженный мелодраматизм и вобравший в себя интонации как русской народной песни, так и песни цыганской, с присущими ей динамичными ритмами и особенностями ладово-гармонической музыкальной структуры («Пара гнедых», 1870е, А.Н.Апухтина, «Дремлют плакучие ивы...», 1830е, А.Тимофеева).

В России появился совершенно новый вид романса – «цыганский романс». Естественно, что рассчитан он на простой аккомпанемент гитары и скрипки, а также на непрофессиональное пение исполнителя. Тем не менее, цыганский романс стал весьма популярен в 19 веке и сохранился и в наше время. Романсы сочиняли многие русские композиторы: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, С.С. Прокофьев и многие другие отдали дань этому прекрасному вокальному жанру.



В сегодняшнем концерте прозвучит своеобразная панорама шедевров авторов известных романсов. В исполнении Владимирского камерного хора Вы услышите романсы в обработке В.Калистратова из цикла "Сентиментальный салон" ("Нищая", "Улица"), а также русскую народную песню "Час да по часу" в обработке А. Ларина.
В исполнении солистов прозвучат городские романсы Б.Прозоровского "Совсем чужие", "Ямщик, не гони лошадей" и цыганские романсы "Все что было" Д.Покрасса и "Белой акации гроздья душистые" В.Баснера и др.


Начало концерта – 18:30.

Цена билета - 400 рублей, льготный - (дети, студенты, пенсионеры) - 300.

Билеты можно приобрести в кассе Центра классической музыки по адресу: ул. Большая Московская, 28 (тел. 32-27-71, 32-63-65).

"Центр классической музыки" 2009 
© Разработка и продвижение сайта
«Студия Glory» 2009-2017