8 (4922) 32-63-65
   

Анонсы событий

Михаил Лидский: "Интеграл сонат Бетховена"

25 сентября 2019 г.

18-00

25 сентября известный пианист и давний друг Владимирского Губернаторского симфонического оркестра Михаил Лидский познакомит слушателей Центра классической музыки с фортепианным творчеством Людвига ван Бетховена. В программе прозвучат – три сонаты op.2: №1 фа минор, №2 ля мажор, №3 до мажор; соната №4 ми-бемоль мажор, op.7.

Перед концертом музыковед Елена Маркина проведет небольшую познавательную лекцию из цикла "Погружение в классику", которая поможет слушателям еще больше проникнуться музыкой Бетховена в исполнении Михаила Лидского.

Михаил Викторович Лидский (род. 21 декабря 1968. Москва) — российский пианист, доцент Московской консерватории.



С 1975 года приступил к учёбе в музыкальной школе имени Гнесиных (класс М.И.Маршак, а с 1978 года — класс В.М.Троппа). В 1992 г. окончил Российскую Академию музыки имени Гнесиных (класс профессора В.М.Троппа).

Будучи студентом, был удостоен первой премии (вместе с В.Мищуком и А.Мордасовым) на VIII Всероссийском конкурсе пианистов (Кисловодск, 1989), премии Всероссийского музыкального общества и специального приза за исполнение Второго концерта Прокофьева.
Дебют на большой сцене состоялся в апреле 1991 г. в Колонном зале Дома Союзов в Москве, в декабре того же года пианист дал свой первый сольный концерт в Большом зале Московской консерватории.
С 1992 г. Михаил Викторович ведет концертную деятельность в России и СНГ, а также за рубежом (Великобритания, Германия, Италия, Нидерланды, Финляндия, Франция, Тайвань, Япония). С 1996 г. преподавал в Московской консерватории в качестве ассистента профессора Э.К.Вирсаладзе, с 2003 г. ведет свой класс.
Регулярно дает мастер-классы в городах России, а также в Грузии и Турции.
М. Лидский выступил инициатором проведения "Осенних вечеров музыки" в Москве в 2003 году и Всероссийского фестиваля фортепианной музыки "Волгоград-фортепиано-2004". Выпущено более десяти компакт-дисков пианиста.

Зарубежная пресса называет Михаила Лидского одним из самых больших талантов России.
О нем говорят: "Ни на кого не похож, стоит особняком" (В.Чинаев);
"В исполнительской манере Лидского сочетаются профессионализм, подлинная музыкальная культура, индивидуальность в прочтении текста, масштабность мышления" (Д.Башкиров);
"Ему присущи безграничная виртуозность, природная музыкальность и серьезное отношение к своей профессии" (Э.Вирсаладзе).
Но при этом Лидский "не пианист-виртуоз, а пианист-философ и интерпретатор" (А.Ведерников).

Три фортепианные сонаты (ор.2), которые прозвучат в концерте, изданные в 1796 году и посвященные Йозефу Гайдну, не были первым опытом Бетховена, но именно сонатами op.2 начинается тот период сонатного фортепианного творчества Бетховена, который завоевал широчайшую популярность.

Интерес композитора к фортепианной сонате был постоянным: первый опыт в этой области – 6 боннских сонат [1] – датируется 1783 годом. Последняя соната op.111 завершена в 1822 году. Следовательно, жанр сонаты сопутствовал в течение всей творческой деятельности, поэтому здесь отчетливее всего прослеживается эволюция его стиля.

Первая из сонат ор. 2 частично возникла в Бонне (следовательно, до 1792 года), две последующие, отличающиеся более блестящим пианистическим стилем,— уже в Вене. Посвящение сонат Гайдну, бывшему учителю Бетховена, надо думать, указывало на достаточно высокую оценку этих сонат самим автором.

Ромен Роллан очень верно почувствовал оригинальность и образное направление музыки Бетховена в этой сонате.
«С первых же шагов,— отмечает Ромен Роллан,— в сонате ор. 2 № 1, где он [Бетховен] еще пользуется слышанными выражениями и фразами, уже появляется грубая, резкая, отрывистая интонация, которая накладывает свою печать на заимствованные обороты речи. Героический склад мышления проявляется инстинктивно. Источник этого лежит не только в смелости темперамента, но и в ясности сознания, которое избирает, решает и рубит без соглашательства. Рисунок тяжел: в линии нет больше кошачьей гибкости, характерной для Моцарта и его подражателей; она пряма и проведена уверенной рукой; она представляет кратчайший и широко проложенный путь от одной мысли к другой,— большие дороги духа. Целый народ может по ним проходить; вскоре пройдут войска с тяжелыми обозами и с легкими конницами».

Фортепианная соната, наряду со струнным квартетом, была главной творческой лабораторией Бетховена. Здесь ранее всего сформировались главные особенности его стиля – характерный тематизм, манера изложения, метод композиции. Бетховенские образы эмоционально контрастны - волевой порыв, минутная робость, сосредоточенное раздумье. Мелодические, гармонические, ритмические, тембровые средства служат единой цели показа этих внутренних контрастов, отражающих сложность, противоречивость психического процесса.

Каждая бетховенская соната – это новый шаг вперед в освоении выразительных ресурсов фортепиано, тогда еще совсем юного инструмента. В отличие от Гайдна и Моцарта, Бетховен никогда не обращался к клавесину, признавая только фортепиано. Его возможности он знал великолепно, будучи совершеннейшим пианистом. Слава пришла к нему прежде всего как к концертирующему виртуозу. Гениальный новатор, он и в исполнительском искусстве был революционером, прокладывающим свой независимый, совершенно индивидуальный путь.

Пианизм Бетховена – это пианизм нового героического стиля, в высшей степени насыщенный идейно и эмоционально. Он был антиподом всякой светскости и утонченности. Он резко выделялся на фоне модного в ту пору виртуозного направления, представленного именами Гуммеля, Вельфеля, Гелинека, Липавского и других, соперничавших с Бетховеном венских пианистов. Они блистали мелкой «бисерной» техникой, филигранной отточенностью каждой детали. В бетховенском же исполнении, по-видимому, больше поражали не частности, а общее, образ произведения в целом. Игру Бетховена современники сравнивали с речью оратора, с «дико пенящимся вулканом». Она поражала неслыханным динамическим напором и мало считалась с внешним техническим совершенством.

Бетховен импровизировал в различных музыкальных формах – рондо, вариационной, но чаще всего в сонатной. Именно сонатная форма в наибольшей степени отвечала характеру бетховенского мышления. Жанр сонаты закономерно выделился как самый значительный. И вот почему характерные признаки сонаты пронизывают бетховенские вариации и рондо. Соната в наибольшей мере отвечала природе бетховенского гения.

У Бетховена фортепиано впервые зазвучало как целый оркестр, с чисто оркестровой мощью (это будет развито Листом, А. Рубинштейном). Фактурная многоплановость, сопоставление далёких регистров, ярчайшие динамические контрасты, громады многозвучных аккордов, богатая педализация – всё это характерные приёмы бетховенского фортепианного стиля. Не удивительно, что его фортепианные сонаты подчас напоминают симфонии для фортепиано, им явно тесно в рамках современной камерной музыки. Творческий метод Бетховена в принципе един как в симфонических, так и в фортепианных произведениях. (Кстати, симфонизм бетховенского фортепианного стиля, т.е. его приближение к стилю симфонии, даёт о себе знать с первых же «шагов» композитора в жанре фортепианной сонаты – в ор.2 ).

Асафьев - «Сонаты Бетховена – это вся жизнь человека. Кажется, что нет эмоциональных состояний, которые так или иначе не нашли бы здесь своего отражения, нет душевных конфликтов, которые не преломились бы в музыкально-философском плане…»

В истории фортепианной сонаты «бетховенский этап» – наиважнейший. Начав с образцов, во многом близких сонатам предшественников (Ф.Э. Бах, Гайдн, Моцарт) именно Бетховен довел классическую сонату до высшей кульминации и открыл путь сонате романтической.

Начало концерта – 18:00.

Цена билета: 300-400 рублей. Есть возможность приобретения абонемента на все концерты.

Билеты можно приобрести в кассе Центра классической музыки по адресу: ул. Большая Московская, 28 (тел. 32-27-71, 32-63-65).




"Центр классической музыки" 2009 
Top.Mail.Ru © Разработка и продвижение сайта
«Студия Glory» 2009-2024