8 (4922) 32-63-65
cxm-vl@yandex.ru
   

Анонсы событий

Михаил Лидский: "Интеграл сонат Бетховена"
Второй концерт цикла

7 декабря 2019 г.

18-00

7 декабря известный пианист и давний друг Владимирского Губернаторского симфонического оркестра Михаил Лидский продолжит знакомить слушателей Центра классической музыки с фортепианным творчеством Людвига ван Бетховена.

В 2020 году мир отметит 250-летие со дня рождения Людвига ван Бетховена. Сохранился ли его взрывной заряд до сих пор? Еще как! В юбилейный год, как и всегда, его играют не по обязанности, а из любви. Прежде чем стать нашим героем, Бетховен стал героем собственной жизни. Вспыльчивый характер, твердые убеждения, неукротимая энергия. Не отступал и не сдавался. Когда мы перестаем верить, что так можно, надо просто слушать Бетховена.

В программе прозвучат:

— Две легкие сонаты ор. 49: соль минор, соль мажор (№19, 20)

Эти сонаты были опубликованы в 1805 году под названием «Две легкие сонаты». Возникли они, по всей видимости, гораздо раньше (№ 1, возможно, в 1798 г., а № 2 даже в 1795 г.). Скорее всего обе сонаты предназначались для обучения музыке или для любителей. Публикация этих сонат Бетховеном указывает, однако, на то, что композитор считал их достойными обнародования, и возможно, подверг обработке, заново отредактировал. Во всяком случае, обе сонаты носят отпечаток зрелой бетховенской композиторской техники и содержат множество очаровательных подробностей.

Двухчастность сонат ор. 49 следовало бы считать только результатом их миниатюризма. Но не работа ли над редактированием этих сонат натолкнула Бетховена на мысль о возможности и целесообразности крупных двухчастных сонатных произведений? Ведь уже соната ор. 53 оказалась почти, а соната ор. 54 — вполне двухчастной.

В сонате ор. 49 № 1 (g-moll) первая часть дает редкий у Бетховена пример медленной сонатной формы, а вторая часть имеет форму рондо. В сонате ор. 49 № 2 (G-dur) первая часть написана в сонатной форме, а вторая — в форме рондо (эта соната особенно примечательна как пример сочетания миниатюризма форм с богатством тематического состава).

Влияние традиций, конечно, очень ощутимо. Оно, например, и в галантных группето побочной партии первой части сонаты g-moll, и в щебетаниях рондо той же сонаты, и в старомодных вежливых формулах менуэта сонаты G-dur.

Но оригинальность мышления Бетховена не раз дает себя знать. Такова замечательная напевность первой части сонаты g-moll. В коде этой части можно уловить зародыш выразительной образной идеи, позднее ярко воплощенной концом Adagio сонаты ор. 10 № 1. Кода финала сонаты g-moll тоже не лишена предвосхищений (вспомним коду финала сонаты ор. 14 № 2)

В сонате G-dur (и в первой части, и в менуэте) немало моментов живой, темпераментной и склонной к динамическим контрастам бетховенской ритмики. А до-мажорное трио менуэта этой сонаты своим грубоватым прямодушием оставляет далеко позади бытовую жанровость Гайдна (не говоря уже о Моцарте).

-Три сонаты ор. 10: до минор, фа мажор, ре мажор (№5, 6, 7)

Opus 10 обычно определяется как поворотный или экспериментальный, в котором Бетховен начал отходить от своих прежних моделей.

Публикация ранних сочинений Бетховена обычно происходила уже после того, как они были многократно исполнены на публике. Часто знакомые композитора просто призывали его опубликовать полюбившиеся произведения (примером могут служить Трио Opus 1). Успех этих публикаций был практически обеспечен, особенно это касается сочинений для инструмента, на котором Бетховен был признанным виртуозом - фортепиано. Поэтому его первыми опубликованными сочинениями были не симфонии, оперы или струнные квартеты - жанры, ассоциировавшиеся с именами Гайдна и Моцарта - а, в основном, фортепианные сонаты или ансамбли с участием фортепиано. То, что его первые 10 фортепианных сонат, а также опубликованные позже две сонаты Opus 49, были созданы до того, как Бетховен взялся за симфонию или струнный квартет, убеждает в том, что фортепиано было для молодого композитора экспериментальной средой, подготовкой к освоению крупных симфонических форм.

Первая из трех сонат Opus 10 (C-moll, F-dur, и D-dur) была начата в 1795 г., третья завершена в 1798, в сентябре 1798 г. они были опубликованы венским издательством Eder. Издание содержит посвящение графине Anna Margarete von Browne, супруг которой, граф Johann von Browne, был одним из "покровителей" Бетховена. Графине также были посвящены Вариации WoO 76 и WoO 71. Критик того времени положительно оценил сонаты, отметив их "серьезный, мужественный стиль".

Опубликованные в 1798 году, три сонаты ор. 10 посвящены графине Броун, в доме которой Бетховен бывал и выступал как пианист; сочинялись эти сонаты, по-видимому, в период с середины 1796 года до середины 1798 года. Десятый опус примечателен как поисками лаконизма, так и дальнейшим выковыванием некоторых весьма ха­рактерных бетховенских интонаций.

Начало концерта – 18:00.

Перед концертами музыковед Елена Маркина проведет лекции из цикла «Погружение в классику», которые помогут слушателям еще больше проникнуться музыкой Бетховена в исполнении Михаила Лидского.

Цена билета: 300-400 рублей. Есть возможность приобретения абонемента на все концерты.

Билеты можно приобрести в кассе Центра классической музыки по адресу: ул. Большая Московская, 28 (тел. 32-27-71, 32-63-65).

"Центр классической музыки" 2009 
© Разработка и продвижение сайта
«Студия Glory» 2009-2019