8 (4922) 32-63-65
cxm-vl@yandex.ru
   

Анонсы событий

Михаил Лидский: "Интеграл сонат Бетховена"
Четвертый концерт цикла

15 апреля 2020 г.

18-00

15 апреля в Центре классической музыки состоится уже четвертый концерт Михаила Лидского из цикла «Интеграл сонат Бетховена»

15 апреля в Центре классической музыки состоится уже четвертый концерт Михаила Лидского из цикла «Интеграл сонат Бетховена»

В этот раз концерт пройдет формате онлайн-трансляции, поэтому вы сможете насладиться прекрасной музыкой не выходя из дома!


«Искусство Михаила Лидского, к какому бы материалу он ни обращался, всегда – завораживающий диалог со слушателем, который воспринимает услышанное как частицу своего внутреннего мира, – читаем в рецензии газеты «Культура». – Необыкновенно богатое и пластичное звукоизвлечение, виртуозность не напоказ, подача мелодических линий в разнообразных инструментальных тембрах, которые подчас напоминают деревянные духовые, – вот что определяет уникальную школу Лидского, но прежде чем говорить об этом, надо все-таки назвать пианиста тонким художником-интерпретатором, конгениальным тем авторам, которых он исполняет».

Профессор Григорий Гордон писал на страницах журнала «Филармоник»: «У такого пианиста, как Лидский, вообще не бывает "расхожих" выступлений – слишком значимо дарование, придающее каждому его появлению на эстраде необыкновенную впечатляемость... В его игре нет ничего от давно приевшейся "лауреатствующей" манеры – бравады, бравуры, броскости, хотя его виртуозные данные, кажется, не знают преград, и мало кто из пианистов его поколения может с ним сравниться. Его игра прежде всего содержательна... Он своеобразно слышит музыку и соответственно "произносит", интонирует ее. Наконец, ему свойственно тонкое ощущение музыкального времени и свободное владение им. Музыка для него всегда "единственная новость" и говорит с ним без посредников». А вот цитата из обширной статьи о Михаиле Лидском, написанной известным историком пианизма Александром Церетели (журнал «Музыкальная академия»): «Он в чистом виде не “романтик” и не “классик”, и не “авангардист” – в его репертуаре параллельно сосуществуют все три пианистических века; чрезвычайно глубоко интерпретируемый Бетховен соседствует с романтиками, а “Ludus tonalis” Хиндемита не остался единственным приветом из музыки современной… В реальной практике Михаил Лидский остаётся заметным членом клуба Большого Пианизма – какое счастье, что в его игре мы не слышим перепевов ничьей школы!»

Перед концертами музыковед Елена Маркина проведет лекции из цикла «Погружение в классику», которые помогут слушателям еще больше проникнуться музыкой Бетховена в исполнении Михаила Лидского.

В программе вечера прозвучат:

Две сонаты-фантазии ор. 27: ми-бемоль мажор, до-диез минор («Лунная») (№№13, 14)

Обе эти сонаты носят подзаголовок «Sonata quasi una Fantasia» и отражают искания Бетховена в области форме сонатного целого. Но судьба их оказалась различной. Первая из сонат ор. 27 не получила популярности, вторая, завоевала ее в высшей мере.

Соната ре мажор ор. 28 (№15)

Эта соната, сочинявшаяся в 1801 году и опубликованная впервые в 1802 году, посвящена Йозефу фон Зонненфельсу, венскому писателю и непременному секретарю венской академии изящных искусств. Вероятным поводом посвящения послужили симпатии Бетховена к просветительской, гуманной деятельности Зонненфельса.

Соната ор. 28 была названа автором «Большой сонатой», а позднее, в издании А. Кранца в Гамбурге получила наименование «пасторальной сонаты». Это наименование за ней укрепилось, хотя и не так широко, как эпитет «лунной» за сонатой ор.27 № 2. Между тем название «пасторальной» безусловно отвечает характеру музыки сонаты ор. 28. Возможно, что в этом произведении отразились непосредственные летние впечатления Бетховена.

Возникновение подобной сонаты рядом с «лунной» отражает обычную любовь Бетховена к эмоциональным крайностям, его глубокую потребность в душевном отдыхе после потрясающих волнений.

Ленц назвал сонату ор. 28 «идиллией». Нагель усматривал в ней «влияние спокойной и равномерной жизни, которую приносит с собой пребывание в деревне». Ромен Роллан относит эту сонату к числу самых «свежих ручьев» Бетховена и, вместе с тем, называет ее «ленивой пасторальной прогулкой... не содержащей ни одной черты страстей».

Скорее всего, последнее утверждение Романа Роллана чрезмерно. Справедливее другая его формулировка, когда он, отмечая поворот творчества Бетховена после «лунной», характеризует «пасторальную» как «наименее страстную из всех сонат, счастливую, залитую солнцем».

Начало трансляции 18:00


"Центр классической музыки" 2009 
© Разработка и продвижение сайта
«Студия Glory» 2009-2019