8 (4922) 32-63-65
cxm-vl@yandex.ru
   

Анонсы событий

ОТКРЫТИЕ СИМФОНИЧЕСКОГО СЕЗОНА: ГУСТАВ ХОЛСТ "ПЛАНЕТЫ"

18 сентября 2020 г.

18-30

18 сентября на открытии симфонического сезона Центра классической музыки в исполнении Владимирского Губернаторского симфонического оркестра и женской группы Владимирского камерного хора под управлением Артема Маркина прозвучит симфоническая сюита Густава Т. Холста «Планеты».

Истинно творческие натуры способны найти источник вдохновения в чем угодно, а к созданию шедевров иногда приводят даже ложные идеи – ведь даже то, что не имеет под собой никаких научных оснований, может быть по-своему красивым. Блестящее тому доказательство – симфоническая сюита английского композитора Густава Холста «Планеты», вдохновленная астрологическими идеями.

В 1913 г. Густав Холст отдыхал в Испании, на острове Майорка. Во время отдыха он наслаждался обществом двух соотечественников – английского композитора, пианиста и дирижера Арнольда Бакса и его брата Клиффорда – журналиста и писателя. Предметом увлечения для обоих в то время была астрология, а под их влиянием заинтересовался ею и Холст. Новое увлечение захватило его: по возвращении в Англию композитор принялся собирать и изучать астрологическую литературу, он охотно составлял гороскопы для друзей и знакомых – и, разумеется, новое увлечение композитора не могло остаться без музыкального воплощения: в 1914 г. Холст приступил к работе над симфонической сюитой «Планеты», а в 1916 г. завершил это произведение.

Первоначально Холст планировал назвать сюиту «Семь пьес для оркестра», что вызывает ассоциацию в «Пятью пьесами для оркестра» Арнольда Шёнберга (премьера этого сочинения состоялась в 1914 г., Холст мог на ней присутствовать), но позднее композитор конкретизировал содержание сюиты в целом и отдельных ее частей, дав им заглавия. Каждое из них раскрывает тайные мистические свойства, которыми наделяются планеты. Порядок следования частей не соответствует реальному расположению планет вокруг Солнца, но отражает сопоставление астрологических символов. Центром сюиты является «Юпитер, приносящий радость» – четвертая часть, вокруг которой в зеркальном отображении располагаются пары противоположностей: подвижный «Марс, вестник войны» и статичный «Нептун, мистик», возвышенная «Венера, вестница мира» и более низменный «Уран, волшебник», легкий скерциозный «Меркурий, крылатый посланник» и тяжеловесный «Сатурн, вестник старости». Пьесы, составляющие каждую пару, имеют нечто общее – например, в «Марсе» и «Нептуне», обрамляющих цикл, присутствует пятидольный метр.

Время, когда Холст создавал свое «астрологическое сочинение», не располагало к его исполнению – шла Первая мировая война, и сюита «Планеты» впервые прозвучала лишь через два года после ее завершения автором – в сентябре 1918 г., произошло это в Лондоне, в концертном зале «Куинс-холл», дирижировал исполнением Адриан Боулт. Правда, концерт был почти импровизированным – ноты оказались в распоряжении музыкантов за считанные часы до выступления, а среди слушателей были в основном коллеги автора и его знакомые и друзья, поэтому исполнение в 1918 г. официальной премьерой не считают. Еще через два года – в октябре 1920 г. – Бирмингемский оркестр представил публике пять частей сюиты. И, наконец, в ноябре того же года Лондонский симфонический оркестр под управлением Альберта Коутса осуществил официальную полную премьеру «Планет», которые в скором времени приобрели популярность – за право осуществить американскую премьеру сюиты соперничали оркестры Чикаго и Нью-Йорка… Но «приключения» сюиты только начинались.В отличие от астрологии, астрономия не стоит на месте: в 1930 г. – через шестнадцать лет после завершения сюиты Холста – ученые открыли девятую планету Солнечной системы – Плутон. Композитор задумывался о том, чтобы добавить к сюите восьмую часть, воспев новую планету, но все-таки отказался от этой мысли: популярность «Планет» смущала его – Холсту казалось, что сюита отвлекает внимание публики от других его сочинений. То, чего не сделал Холст, осуществил в 2000 г. исследователь его творчества – музыковед и композитор Колин Мэтьюз, он написал восьмую часть – «Плутон, обновитель», и в таком варианте сюита была исполнена. Однако всего через шесть лет астрономы исключили Плутон из числа планет Солнечной системы, оставив за ним лишь статус карликовой планеты, что сделало восьмую часть сюиты «лишней». Но в том же году музыканты вспомнили еще об одном объекте Солнечной системы, который не принимают в расчет астрологи, зато ученых он очень интересует – речь идет о поясе астероидов. По заказу Берлинской филармонии четыре композитора – Кайя Саарихо, Маттиас Пинчер, Марк-Энтони Тёрнидж и Бретт Дин – написали четыре пьесы, посвященные астероидам.

Будучи созданной в рамках академической музыки, сюита «Планеты» вышла за ее пределы, став основой многочисленных обработок. Особенно повезло «Марсу» – эту пьесу использовали в своих композициях многочисленные британские и американские группы, работающие в стиле рок, хеви-метал и трэш-метал: Cream, King Crimson, Rainbow, Nile, Deep Purple и другие. В Catherine – видеоигре для PlayStation 3 – звучит музыкальный материал из двух частей сюиты – «Марса» и «Юпитера».

Начало концерта – 18:30.

Цена билета - 400 рублей, льготные - (дети, студенты, пенсионеры) - 300 рублей.

Билеты можно приобрести в кассе Центра классической музыки по адресу: ул. Большая Московская, 28 (тел. 32-27-71, 32-63-65).

"Центр классической музыки" 2009 
© Разработка и продвижение сайта
«Студия Glory» 2009-2019