8 (4922) 32-63-65
cxm-vl@yandex.ru
   

Анонсы событий

ОТКРЫТИЕ XXIII КОНЦЕРТНОГО СЕЗОНА ЦЕНТРА КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

23 октября 2020 г.

18:30

По традиции в концерте-открытии сезона будут участвовать все коллективы Центра: Владимирский Губернаторский симфонический оркестр, Владимирский камерный хор, Детская хоровая капелла Центра классической музыки, солисты - Анастасия Хорошева (меццо-сопрано) и Владимир Байков (бас) под управлением Артема Маркина.

В программе вечера прозвучат два произведения: симфоническая поэма немецкого композитора Рихарда Штрауса «Так говори́л Зарату́стра» и поэма-кантата Николая Мясковского "Киров с нами".

История оркестра ведет свой отсчет с 16 ноября 1998 года.

При поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Администрации Владимирской области коллектив является основным участником проектов: «Танеевский фестиваль», «Музыкальная экспедиция», «ALMA MATER: Новые имена в Суздале» с Денисом Мацуевым, «Лето Господне». Концерты фестивалей собирают тысячные аудитории и привлекают большое внимание федеральных и региональных СМИ.

«Так говорил Заратустра» Р. Штрауса — первая в истории музыки интерпретация философского произведения, изменившая соотношение музыки и слова и превратившая музыку в форму критики культуры. Поэма Штрауса полемизирует с трактатом Ницше, показывая путь восхождения человека с точки зрения человека, а не пророка.

Премьера состоялась во Франкфурте в исполнении оркестра под управлением автора. С тех пор произведение прочно вошло в мировой симфонический репертуар, исполнялось лучшими коллективами под руководством таких мировых знаменитостей. Начальные такты «Так говорил Заратустра» являются одним из самых узнаваемых мотивов в академической музыке.

В художественном отношении симфоническая поэма является ярким примером позднего немецкого романтизма, тяготеющего к зарождающемуся модернизму. Автор усваивает и с любовью воплощает многие вагнеровские черты, прежде всего, свойственное Вагнеру парадоксальное соседство чрезвычайного педантизма и даже некоторого музыкального «занудства» — и бурного драматизма. Не будучи выдающимся мелодистом, Штраус «берёт оркестровкой», захватывая слушателя поистине уникальными находками в красках оркестра, одной из которых является и заглавная тема произведения. Связь музыкального развития с литературным первоисточником очевидна: музыка близка к буквальной иллюстрации соответствующих глав, а поэтически-философские образы Ницше старательно перенесены на язык музыкальных художественно-изобразительных средств.

Поэма-кантата «КИРОВ С НАМИ»

Покоренный удивительными стихами Николая Тихонова, Мясковский еще в Тбилиси наметил план произведения и сделал его наброски. В поэме Тихонова, который почти все 900 дней блокады оставался в осажденном Ленинграде, поставив лиру свою на службу Родине, великолепно сочетается повествование о героическом подвиге защитников Ленинграда с образом пламенного трибуна и воина Сергея Мироновича Кирова, отдавшего много сил процветанию города на Неве. Картины «железных ночей» будоражили воображение композитора. Чеканный стих не оставлял его в покое.Во Фрунзе Мясковский продолжал начатое. Работа протекала в крайнем напряжении. Он писал Прокофьеву в Алма-Ату: «Я имел несчастье соблазниться кантатной темой и теперь расплачиваюсь— это мучительная работа, да еще в мои годы… Когда все кончу, ума не приложу. Завидую Вашему пианино в номере».

Напряжение вызывалось еще и тем, что композитор работал в малопривычном для него жанре. «Все эти хоры, солисты, фактура оркестра, боже, до чего это трудно!»—жаловался он Сергею Сергеевичу. Ведь после 6-й симфонии Мясковский ничего не сочинял для хора и оркестра. А тут еще захотелось включить и сольные партии.

Кантата «Киров с нами» написана для двух солистов (меццо-сопрано и баритон), смешанного хора и симфонического оркестра и состоит из вступления и четырех больших номеров. Уже в коротком оркестровом вступлении характерный маршевый ритм намечает собирательный образ, в котором по замыслу композитора объединились черты героических защитников Ленинграда и яркая характеристика человека, имя которого превратилось в символ несокрушимой стойкости великого города.

Сурово и напряженно звучит оркестр, а приглушенный хор создает ощущение тревожного ожидания в осажденном городе:
Домов затемненных громады В зловещем подобии сна…
Но звуки артиллерийского обстрела прорезают тишину:
И бомбы свистят над Невою, Огнем обжигая мосты.
Взбудораженный город поднимается на защиту, идет бой.

Едва стихают звуки батального эпизода, снова вырисовывается в оркестре маршевая поступь, а хор ведет свой рассказ:
Под грохот полночных снарядов В полночный воздушный налет В железных ночах Ленинграда По городу Киров идет.
Теплым чувством, с каким ленинградцы всегда вспоминают светлый образ Кирова, окрашено и музыкальное повествование о нем. В свободном чередовании солирующего меццо-сопрано и хора идет повествование о встрече Кирова с молодым часовым моряком-балтийцем, на бескозырке которого он прочитал свое имя.
В тексте и музыке второй части кантаты обрисован «суровый как крепость завод», который никогда не отдыхает, а днем и ночью кует оружие для победы. Мужественно и в то же время с задушевной лиричностью звучит солирующий баритон — голос старого рабочего, который заверяет:
Такого вовеки не будет На невском святом берегу,
чтобы врагу сдались русские люди. Преисполненный чувством гордости за свой прославленный завод, сыгравший, как мы знаем, немалую роль в революционных событиях 1917 года, старый путиловец говорит от имени своих товарищей:
Мы выкуем фронту обновы, Мы вражье кольцо разорвем. Недаром завод наш суровый Мы Кировским гордо зовем.

И чтобы подчеркнуть значение двух завершающих строк, которые дополняют новым штрихом центральный образ кантаты, композитор усиливает их яркой вспышкой мажорного звучания всего оркестра.
В начале третьей части опять слышна твердая поступь вождя ленинградцев, и хор поет о «железных ночах». Но затем музыка от суровых и тревожных дней блокады переносит нас к недалекому мирному прошлому, когда живого Кирова встречали на улицах города. В переплетении партий двух солистов, хора и оркестра рисуется образ человека с сердцем «железным и нежным».
Любил он громады громад. Любовью последней, большою — Большой трудовой Ленинград.
В финале отражена широкая гамма чувств — от тревожной взволнованности людей, готовящихся к атаке, через усиление гнева и нарастание боевого подъема к победной торжественности.
И танки с оснеженной пашни Уходят тяжелые в бой. «За Родину» — надпись на башне, И «Киров» — на башне другой.

Мощное, светлое звучание оркестра и хора, который поет о том, что «Кирова грозное имя полки ленинградцев ведет», завершает кантату. В этом произведении великолепно переданы трагические события войны, верность ленинградцев памяти Кирова, их несокрушимое мужество и безграничная любовь к Родине, сделавшая невозможное возможным.
Исполненная впервые в Москве по радио 25 сентября 1943 года поэма-кантата «Киров с нами» Мясковского до сих пор неизменно звучит по радио в дни памяти Кирова. В рецензии после первого концертного исполнения кантаты в Москве в том же 1943 году А. А. Иконников писал: «Логичность развития музыки, симфоничность ее, простота, эмоциональная убедительность и мастерство вокально-хоровых партий в соединении с суровым колоритом инструментовки, наконец, глубокая трактовка текста поэмы — характерные черты новой работы Н. Мясковского. Кантата „Киров с нами»—яркое произведение русского искусства эпохи Великой Отечественной войны».

Так уже в первые годы войны Николай Яковлевич Мясковский, стойко перенося выпавшие на его долю испытания, создал образы героизма нашего народа. Если прибегнуть к поэзии, то лучше всего этот период жизни композитора характеризуется словами Анны Ахматовой, чье стихотворение «Мужество» тысячами листовок распространялось в осажденном Ленинграде и было хорошо известно его защитникам:
Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет.

Начало концерта – 18:30.

Цена билета: 300-400 рублей.

Билеты можно приобрести в кассе Центра классической музыки по адресу: ул. Большая Московская, 28 (тел. 32-27-71, 32-63-65).

"Центр классической музыки" 2009 
© Разработка и продвижение сайта
«Студия Glory» 2009-2019