8 (4922) 32-63-65
   

Пресса

Когда с оркестром на одной волне

08 октября 2014 г.

Материал газеты "Призыв"

Татьяна Прокушкина – скромный и даже застенчивый человек. Кажется, она не вписывается в стереотипы, которым принято соответствовать солистке симфонического оркестра. И не только из-за скромности. О таких, как она, говорят - «умная солистка».

Прежде чем исполнить, скажем, музыку Рихарда Штрауса, она перечитала работы Иммануила Канта. У владимирцев была уникальная возможность услышать музыку одного из величайших немецких романтиков в исполнении молодой солистки.

- За музыку Рихарда Штрауса берется далеко не каждым певец. Ощущаешь ли ты, что это – шаг на новый исполнительский уровень?

- Пожалуй, каждый концерт – шаг на новый уровень. Но минувший – особый шаг. Да, не все певцы берутся за исполнение музыки Рихарда Штрауса. Сложные произведения. У меня ушло полгода на их разучивание. На первом этапе слушаешь записи. Думаешь о том, как прекрасна музыка. Потом начинаешь учить и видишь, что ничего не понимаешь, что ничего не можешь сделать. Сначала я долго готовила программу с концертмейстером, потом с репетитором занималась немецким языком, чтобы мне поставили правильное произношение.

Маэстро Артем Маркин посоветовал мне прочесть Канта, погрузиться в немецкую философию, чтобы глубже понять музыку Рихарда Штрауса. У меня был отпуск, я постоянно читала. А когда вернулась, исполнять Штрауса стало намного проще. Совет дирижера оказался очень важным. Кроме того, много занималась со своим педагогом Яной Иваниловой в Москве. Мы с ней работали над звуком, над фразировкой, над другими исполнительскими нюансами. И вот уже с таким багажом приехала в Центр классической музыки, и мы с маэстро приступили в августе к репетициям. Петь с оркестром намного легче, чем под аккомпанемент пианиста. Оркестр очень помогает. С ним, как на волне, преодолеваешь все эмоциональные взлеты и падения, которые связаны и с поэтическим текстом, и с общей линией сочинения. И мне здесь осталось просто выйти на сцену и расслабиться, симфоническая музыка сама меня несет и качает, я получаю удовольствие (улыбается). Обычно волнуюсь перед выступлением, а на этот раз волнения не было.

- Полгода подготовки и репетиций… Можно ли так готовиться к исполнению музыки каждого композитора?

- Рихард Штраус сам по себе требует больше работы. И он меня, кстати, безумно заинтересовал, я почувствовала вкус к его музыке. Мечтаю устроить камерный концерт из его романсов. Хочется вернуться к нему еще раз.

- И когда это произойдет?

- Пока не могу сказать. Сейчас готовлю концерт камерной музыки Сергея Ивановича Танеева, который состоится 31 октября. Уже подобрала материал. Исполню не только произведения Танеева, но и его учеников – Рахманинова и Метнера. И параллельно буду учить Штрауса.

- Кроме того, ты занимаешься с детьми хором и вокалом?

- Да. Из-за них я и не иду в аспирантуру. Меня приглашали учиться в аспирантуре одного из столичных вузов. Первого октября – начало консультаций. А у нас в Центре классической музыки в этот день – подготовка к открытию сезона, а 8 октября – сам концерт. В нем принимают участие детские хоровые коллективы. Мы очень много репетируем. Некоторые из детей еще недавно пели «В лесу родилась елочка», а тут вдруг – Скрябин. Конечно, им тяжело, но, слава богу, все получается. Восьмого октября мне назначили вступительный экзамен в аспирантуру. И передо мной встал вопрос: «А кто же моих учеников выведет на сцену в первый раз?» Или ты для себя живешь, или для других. И я решила, что мой долг – поддержать детей и быть рядом с ними.

- Выход на сцену и исполнение музыки – колоссальная внутренняя нагрузка. Как ты восстанавливаешь свои силы?

- Бывает, хочется помолчать. Но не сразу после концерта, а на следующий день. После концерта я почти не сплю ночью, потому что постоянно снится музыка. Снится, как я ее исполняю. И вот сама себе уже говоришь: «Ну, поспи уже, все прошло, ты уже отпела». А вот на следующий день никого не хочется видеть и слышать. Но приходят дети, начинаются занятия с хором, уроки вокала. И я уже забываю о том, что меня беспокоило.

- А есть ли вершина в исполнительском искусстве, к которой ты стремишься?

- Концерт для голоса с оркестром Рейнгольда Глиера. Это единственное сочинение в мире, которое посвящено голосу. Оно очень сложное, я бралась его учить пять лет назад. Один раз с оркестром попробовали исполнить и поняли, что пока рано. И вот пять лет прошло. Может быть, сейчас. Еще так хочется исполнить Сюиту-вокализ Николая Метнера. Надеюсь, получится на следующий год.

Фото В. Чучадеева

"Центр классической музыки" 2009 
Top.Mail.Ru © Разработка и продвижение сайта
«Студия Glory» 2009-2024