8 (4922) 32-63-65
   

Пресса

Артем Маркин: «В детстве я ненавидел классические концерты»

13 мая 2016 г.

Материал "Московский комсомолец" г. Владимира

Вот уже много лет он бессменно возглавляет Центр классической музыки и руководит Губернаторским симфоническим оркестром. Маэстро Артем Эдуардович Маркин рассказал нашему корреспонденту о закулисье ЦКМ и приоткрыл некоторые тайны личной жизни.
Святая к музыке любовь

- Артем Эдуардович, большинство интервью, которые вы даете, касается либо вашей общественной позиции, либо профессиональной деятельности. О личной жизни практически ничего не рассказываете. Вы родились в известной музыкальной семье... В детстве вас заставляли заниматься музыкой?

- Сначала, лет с шести-семи, заставляли, потом у меня был разрыв с музыкой, я даже бросил музыкальную школу, а в 15 лет вдруг случилась осознанная любовь. Я окончательно и бесповоротно понял, что хочу заниматься только музыкой. И в 17 лет поступил в музыкальное училище. Для поступления требовался определенный багаж знаний, а поскольку музыкальная школа была брошена, мне пришлось ускоренно готовиться.

- А во время «разрыва с музыкой» кем вы хотели стать? Может быть, космонавтом, пожарным, врачом?..

- Я учился в общеобразовательной школе №23, меня интересовали английский язык, история и литература. Я подумывал о том, чтобы стать филологом, а чуть позже была довольно серьезная мысль поступать в институт стран Азии и Африки (филиал МГИМО — Прим. ред.) и стать дипломатом. Меня, помню, как раз в то время долго не принимали в комсомол. Всех уже приняли, а мне партия как-то не доверяла... И я серьезно из-за этого переживал, потому что в МГИМО без комсомольского направления нечего было и пытаться поступать... Так что сложись судьба иначе — сейчас где-нибудь в посольстве в Тегеране мог бы работать. (Смеется.)



- Почему именно дирижером захотели стать?

- Это была обязательная вторая специальность в музыкальном училище. Я окончил теоретическое отделение, там очень хорошо преподавалась игра на фортепиано. И начал работать у Эдуарда Митрофановича ассистентом и концертмейстером-пианистом у него в хорах. А высшее образование решил получать по дирижированию. Эта профессия влекла меня своей универсальностью: она исполнительская, связана с работой на сцене, она публичная, она еще и политическая, и интеллектуальная, поскольку чтобы выйти и продирижировать симфонию, нужно обладать огромным багажом знаний. Я целенаправленно поступал в Российскую академию музыки имени Гнесиных к профессору Владимиру Семенюку, который был учеником знаменитейшего дирижера Арнольда Каца. Меня интересовал преподаватель, который имеет два образования: хорового и симфонического дирижирования. Отучился в академии музыки, закончил аспирантуру у Арнольда Каца по симфоническому дирижированию...

«Тренажерный зал пойдет дирижеру во вред»

- Вы сказали об интеллектуальной составляющей. А физически тяжело дирижировать? Ведь концерт длится больше часа, а перед этим надо еще и репетировать...

- На этот вопрос обычно отвечают так: попробуйте постоять с вытянутыми вперед руками хотя бы пять минут — и поймете, что чувствует дирижер... Это тяжелый напряженный физический, психологический и интеллектуальный труд. У меня бывает по три репетиции в день: три часа с симфоническим оркестром, два — с духовым, три — с хором...

- Где же вы набираете нужную физическую форму — может быть, в тренажерном зале занимаетесь?

- Тренажерный зал скорее пойдет дирижеру во вред, потому что руки у него должны быть гибкими, легкими и быстрыми, мышечная масса им ни к чему. Дирижер-«качок» ни одного движения как положено не сделает. Кстати, среди дирижеров очень много долгожителей. И дело не только в постоянной физической нагрузке во время работы, но и в правильном дыхании: дирижер дышит вместе с коллективом — с духовиками, вокалистами. Это, поверьте мне, очень полезно для здоровья. Плюс — энергетический обмен с музыкантами. Этакий энергетический вампиризм. (Смеется.)

- А палочка у дирижера, наверное, тоже тяжелая?

- Тут единого стандарта не существует, главное, чтобы она была уравновешена и имела удобную рукоятку. Маэстро Гергиев вообще предпочитает зубочистками дирижировать. Где-то попадался юмористический коллаж: Гергиев дирижирует своей фирменной зубочисткой, а на нее нанизано канапе... Кстати, дирижеры и альтисты в музыкальной среде чаще всего становятся объектами карикатур и анекдотов.

- Вы на такие анекдоты не обижаетесь?

- Конечно, нет! Некоторые из них мне даже нравятся. Правда, основная масса этих анекдотов довольно скабрезна, и в них много черного юмора...
Анекдот от Артема Маркина
Гениальный дирижер в течение 25 лет перед каждым концертом вытаскивал из кармана фрака записку и читал ее. Молодой коллега дирижера решил узнать секрет успеха, долго охотился за этой бумажкой и только после смерти маэстро смог достать его концертный костюм. Дрожащими руками он вынул из кармана заветную бумажку, развернул ее и прочитал: «Скрипки — слева, виолончели — справа».
- Вспоминаю комедию «Большая прогулка» с Луи де Фюнесом, который играл дирижера и очень сурово обходился с оркестром: кричал на исполнителей, потом ломал пополам палочку, потом доставал другую. Вам не хотелось когда-нибудь так переломить ее во время репетиции?

- Да, они ломаются часто... Дирижерские палочки сделаны из хрупкого материала. Например, начинаешь отбивать ей ритм, стукнешь по пульту один раз, другой — и пластик не выдерживает... А вообще я предпочитаю дирижировать руками.

«Свободное время я провожу в одиночестве»

- Вы много рассказали о работе, теперь расскажите о своей семье.

- Моя семья — это супруга Елена и две дочери: Елизавета, которой уже 24 года, и Василиса, которой недавно исполнилось 12 лет. Супруга работает вместе со мной в ЦКМ. Она ведет концерты и в качестве педагога занимается с капеллой мальчиков. Елена — моя однокурсница, мы познакомились еще в училище — тридцать лет назад. Старшая дочь Елизавета живет отдельно от нас, в Петербурге. В детстве играла на скрипке. Младшая, Василиса, с удовольствием занимается флейтой. Причем она приучается к музыкальному коллективу и сцене с детских лет и играет в нашем «взрослом» Городском духовом оркестре. Кроме того, Василиса не пропускает ни один мой симфонический или хоровой концерт. Это, я считаю, очень важно, потому что у тех, кого с детства, пусть даже насильно, водят на классические концерты, это все откладывается. И потом сказывается на личности положительно.



- А вас самого водили в детстве на классические концерты?

- Скажу честно: в раннем детстве я ненавидел классические концерты. Я думал про себя так: «Это симфония, в ней четыре части... Осталось три, две, одна...» А потом — и это было самое ужасное — все хлопали и кричали: «Браво, бис!» И начиналось исполнение на бис — один раз, второй, третий... Я очень плохо к этому относился. Но теперь я понимаю, что меня заставляли слушать классику не зря. Это было правильно. Когда кашей детей кормят, им это тоже не нравится, они ее выплевывают. Но умные родители понимают, что это необходимо для правильного развития ребенка. Классическая музыка — это такая же пища, только интеллектуальная, ее прием потом положительно скажется на интеллектуальном, духовном, эмоциональном здоровье человека.

- Есть ли у вас хобби? Что делаете в свободное время помимо прослушивания любимой музыки?

- Поскольку все время приходится быть на виду, свободное время я предпочитаю проводить в одиночестве — много читаю, смотрю фильмы. Из сериалов любимые, пожалуй, — «Моцарт в джунглях» (о закулисье Нью-Йоркского филармонического оркестра) и очень умно сделанный американский криминальный сериал «Прослушка». Из блокбастеров нравится серия о Бэтмене и о Железном человеке с Дауни-младшим. Из российских картин перед Новым годом открыл для себя фильм «Зеленая карета». Понравилась драма «Три дня» с Ксенией Рапопорт. Хорошо отношусь к фильмам Никиты Михалкова. Недавно посмотрел «Древо жизни» Терренса Малика. Великолепный фильм. К тому же это симфоническое кино. Так, как Терренс Малик, с музыкой никто не работает. Всем любителям классики рекомендую этот фильм посмотреть...

Аннета Татарникова

"Центр классической музыки" 2009 
Top.Mail.Ru © Разработка и продвижение сайта
«Студия Glory» 2009-2024