Анонсы событий

В начале своего композиторского творчества Скрябин отдавал предпочтение фортепианной музыке. Для фортепиано им создано 10 сонат (1892—1913 гг.), 29 поэм, 26 этюдов, 90 прелюдий и др.
В дальнейшем музыкант обратился к симфонической музыке, при этом поставил себе не только композиторские, но и глобальные философские задачи. Глубокая вера в преобразовательную силу искусства воплотилась в Первою симфонию (1900 г.). Вторая симфония была написана в 1901 г., а в 1904 г. появилась Третья симфония, названная автором «Божественной поэмой».

"Божественная поэма" представляет развитие человеческого духа, который, оторвавшись от прошлого, полного верований и тайн, преодолевает и ниспровергает это прошлое и, пройдя через пантеизм, приходит к упоительному и радост­ному утверждению своей свободы и своего единства со вселенной (божественного "я")», - говорила Татьяна Шлецер, вторая фактическая жена Скрябина, период совместной жизни с которой был ознаменован сильнейшим творческим подъёмом.



Первая часть — «Борения»: «Борьба между человеком — рабом лич­ного Бога, верховного властителя мира, и могучим, свободным челове­ком, человеком-богом. Последний как будто торжествует. Но пока только разум поднимается до утверждения божественного «я», тогда как личная воля, еще слишком слабая, готова подпасть искушению пантеизма».

Вторая часть — «Наслаждения»: «Человек отдается радостям чув­ственного мира. Наслаждения опьяняют и убаюкивают его; он поглощен ими. Его личность растворяется в природе. И тогда-то из глубины его Александр Николаевич Скрябин существа поднимается сознание возвышенного, которое помогает ему преодолеть пассивное состояние своего человеческого "я"».

Третья часть, «Божественная игра»: «Дух, освобожденный, наконец, от всех уз, связывающих его с прошлым, исполненным покорности пе­ред высшей силой, дух, производящий вселенную одной лишь властью своей творческой воли и сознающий себя единым с этой вселенной, от­дается возвышенной радости свободной деятельности — "божественной игре"».

Получившая заглавие «Божественная по­эма», она знаменует собой наивысший расцвет творчества композитора. В ней отразились самые яркие стороны его дарования, нашли воплоще­ние волновавшие его идеи. «Божественная поэма» передает «предгрозо­вое» состояние, охватившее Россию начала XX века. Однако претворе­но оно глубоко индивидуально, не как ощущение грядущей революции или иных потрясений и катаклизмов, а как жизнь души. Скрябин при­надлежал к числу тех композиторов, которые творили не спонтанно, но обосновывали свое творчество определенными идеями. В его записях сохранились основные контуры его философской системы. «Все, что существует, существует только в моем сознании. Мир... есть процесс моего творчества», — считал композитор.

Третья симфония представляет особенный интерес потому, что как бы соединяет раннего Скрябина с поздним. В ней богато представлены различные оттенки мировоззрения композитора, весь его путь от «отча­яния» к «оптимизму» и от разочарования в жизни к лучезарному экста­зу. Впервые в ней используется тот громадный состав оркестра, кото­рый далее будет использован в «Поэме экстаза» и «Прометее».

Начало концерта – 18:30.

Цена билета - 400 рублей, льготные - (дети, студенты, пенсионеры) - 300.

Билеты можно приобрести в кассе Центра классической музыки по адресу: ул. Большая Московская, 28 (тел. 32-27-71, 32-63-65).