Анонсы событий

В основу балета Петра Ильича Чайковского был положен «Щелкунчик и мышиный король» (изд. 1825 г.) Э. Т. А. Гофмана (1776— 1822), полуфантастический рассказ о Щелкунчике — маленьком человечке с огромной головой и крепкими челюстями для раскалывания орехов. Щелкунчик смело вступил в борьбу со страшным мышиным королем и победил его с помощью смелой девочки Мари, полюбившей его, несмотря на уродство. Тем самым он освободился от чар злой матери мышиного короля Мышильды, превратился в прекрасного принца, и они вдвоем с Мари отправились в его чудесное владение Конфитюренбург — город сластей.



Основной трудностью для работы было то, что по сюжету в Конфитюренбурге должен был развернуться дивертисмент сластей. По мнению многих, это вносило элемент рекламности, «последнего крика моды», так как на парижской сцене в то время считалась особенно «шикарной» реклама продовольственных товаров. Чайковский как раз и жаловался на то, что надо иллюстрировать музыкально пряники, солдатиков и кукол.

8 февраля 1892 года сюита была закончена. Ее первое исполнение состоялось в Петербурге 7 марта 1892 года в симфоническом концерте Русского музыкального общества под управлением автора.



Сюита, как и сам балет, начинается с небольшой увертюры, легкой, изящной, в характере быстрого марша, слегка напоминающего марш деревянных солдатиков из фортепианного «Детского альбома».

Во втором разделе сюиты, названном Характерные танцы, звучат шесть номеров. Их открывает марш. Далее следует танец феи Драже, которую композитор рисует нежными звуками челесты. Его сменяет Трепак (русский танец, первоначально он был назван «Русский пряник»), быстрый, задорный, основанный на плясовой теме, близкой русским народным. «Кофе» (арабский танец) составляет яркий контраст предшествующему номеру. Чайковский не стремится передать именно арабский характер: его интересует общий восточный колорит. «Чай» (китайский танец) построен на изящных, полных выдумки контрастах. Танец пастушков, изящный, несколько жеманный, передает впечатление от фарфоровых фигурок XVIII века. Заключает сюиту «Вальс цветов» — широко развернутый, изобретательно и красочно оркестрованный. Финал вальса — торжествующий апофеоз счастья.



Симфония No. 1 («Зимние грёзы»)

Первая симфония создавалась Чайковским весной и летом 1866 года. В музыке этого сочинения отразились впечатления композитора от русской природы, которую он очень любил; воспоминания детских лет о зимней дороге из далекого уральского городка Воткинска в Петербург, куда родители везли его учиться; картины веселых масленичных гуляний.

В окончательной редакции симфония была издана и исполнена в 1883 году в Москве под управлением М. Эрмансдерфера.

С тех пор она прочно закрепилась в концертном репертуаре.

Оказавшаяся, по существу, первой русской симфонией, она, вместе с тем, явилась и первым образцом лирического симфонизма. Симфония программна. Чайковский дал ей название и подзаголовки первых двух частей.

Первая часть носит заглавие «Грёзы зимнею дорогой»

Вторая часть симфонии называется «Угрюмый край, туманный край».

Третья часть симфонии не имеет подзаголовка, но содержание ее очевидно и без этого.

Торжественный праздничный финал стал прообразом позднейших симфонических финалов Чайковского, знаменовавших выход из замкнутой сферы личных переживаний, мучительных душевных борений и метаний наружу, в мир светлой радости и веселья.


Будем рады сделать ваш вечер по-настоящему волшебным вместе с Губернаторским оркестром и музыкой Петра Ильича Чайковского в зале Центра классической музыки 8 декабря в 18-30!

Цена билета - 400 рублей, льготные - (дети, студенты, пенсионеры) – 300 рублей.

Билеты можно приобрести в кассе Центра классической музыки по адресу: ул. Большая Московская, 28 (тел. 32-27-71, 32-63-65).