8 (4922) 32-63-65
cxm-vl@yandex.ru
   

Анонсы событий

Австрийский композитор и дирижер, голливудский мэтр и обладатель двух премий «Оскар» – Эрих Вольфганг Корнгольд – родился в городке Брно 29 мая 1897 г. в еврейской семье музыкального критика Юлиуса Корнгольда. Уже в раннем детстве он проявил выдающиеся музыкальные способности, в том числе в композиции. В 1906 году Густав Малер по прослушивании сочинённой им кантаты предрёк ему славу гения, и посоветовал продолжить образование у Александра фон Цемлинского.



Карикатура, изображающая вундеркинда Корнгольда среди знаменитых композиторов и музыкантов

Написанный Корнгольдом в возрасте одиннадцати лет балет «Снеговик» был поставлен в Венской опере и произвёл настоящую сенсацию. Следующими его сочинениями были Фортепианное трио и Фортепианная соната ми мажор. Последняя привлекла внимание Артура Шнабеля, который играл её в своих концертах по всей Европе. О Корнгольде восторженно отзывались ведущие европейские музыканты ― Артур Никиш, Джакомо Пуччини, Рихард Штраус, Ян Сибелиус, Бруно Вальтер. «Произведения, написанные им в детском и юношеском возрасте, были настолько продвинутыми, что любой композитор, вчетверо старше него, был бы горд написать такие произведения», - отзывалась о нем критика.



Юный Эрих Корнгольд

В возрасте четырнадцати лет Корнгольд написал своё первое оркестровое сочинение (увертюру), а в 1914 ― две оперы: «Кольцо Поликрата» и «Виоланта». Пик популярности композитора пришелся на 1920-е годы: он пишет свои крупнейшие сочинения ― Фортепианный концерт (предназначенный для левой руки и написанный по заказу Пауля Витгенштейна), оперы «Мёртвый город» и «Чудо Элианы». В это время он также занимается доработкой и оркестровкой классических оперетт (в том числе Иоганна Штрауса), преподаёт в Венской академии музыки теорию музыки и дирижирование.



Начало тридцатых годов, отмеченное долгим поиском либретто для новой оперы, принесло Э. Корнгольду разочарования. Фашисты, пришедшие к власти, окончательно закрыли перед Э. Корнгольдом все двери: теперь он не мог выступать даже в роли дирижера и автора обработок оперетт. Тогда композитор воспринял такую ситуацию, как возможность посвятить свое время созданию оперы. Однако неожиданная телеграмма давнего друга, режиссера М. Рейнхардта, приглашавшего Э. Корнгольда принять участие в новом интересном проекте, изменила все планы.

Впоследствии Э. Корнгольд будет благодарить М. Рейнхардта за ту роль, которую последний сыграл в судьбе композитора и его семьи. Ведь именно режиссер, получивший задание создать фильм «Сон в летнюю ночь» по пьесе У. Шекспира и пригласивший в качестве автора обработки музыки Ф. Мендельсона Э. Корнгольда, открыл ему небывалые возможности в столице кино, Голливуде. Зарекомендовавший себя здесь как профессионал высокого уровня, обладающий безукоризненным музыкальным вкусом, Э. Корнгольд стал одним из основателей так называемого «звука Голливуда», который в то время, время перехода от немого к звуковому кино, только начинал обретать форму. Э. Корнгольд стал именно тем композитором, который в течение одиннадцати лет (с 1938 по 1949 гг.) сумел создать авторский метод написания саундтрека к фильму.

Э. Корнгольд пользовался в Голливуде большой популярностью. Композитора не раз приглашали подписать контракт о сотрудничестве ведущие киностудии - «Парамаунт пикчерз» и «Уорнер бразерс». Благодаря сильнейшему влиянию на процесс съемок кинофильмов в целом и авторитету в кругу режиссеров и продюсеров, Э. Корнгольд допускался к участию в записи диалогов и даже сцен, что было беспрецедентным явлением. Условия его контракта со студией «Уорнер бразерс» являются доказательством неординарного отношения к личности Э. Корнгольда со стороны основателей студии, в частности Д. Уорнера. Эти условия поставил сам композитор, и, согласно им, Э. Корнгольд обязуется создавать в течение года не более двух партитур к фильмам студии, а также оставляет за собой право использовать в дальнейшем музыку к фильмам в других своих сочинениях по своему усмотрению.
В целом, за период работы в США (1934-1949 гг.) композитор написал музыку более чем к двадцати кинофильмам, два из которых получили премию Оскар за музыку. Однако композитор не чувствовал себя комфортно и ждал той минуты, когда сможет вернуться на родину.





При первой же возможности, которая появилась в 1949 г., Э. Корнгольд предпринял поездку на родину в надежде вернуться в Австрию и продолжить карьеру композитора и дирижера. Однако одиннадцать лет отсутствия, включая тяжелые военные годы, сильно отразились на жизни и культуре страны. Романтический стиль его сочинений не вписывался в картину стремительно развивающейся европейской музыки послевоенной поры. Э. Корнгольд не находит отклика ни со стороны музыкантов, ни со стороны слушателей, ни со стороны властей, и единственным выходом видит возвращение в Голливуд, где умирает после продолжительной болезни 29 ноября 1957 г., чувствуя себя забытым и невостребованным. Лишь к концу XX века началось возрождение музыки композитора, многие его сочинения были исполнены в концертах и записаны.

В исполнении Владимирского Губернаторского оркестра прозвучит первая и единственная симфония Эриха Корнгольда, написанная им по возвращении на родину, но так и не снискавшая успеха в период яркого развития авангарда в музыке. Сегодня эта симфония звучит в репертуаре ведущих мировых оркестров, а ее Адажио по праву сравнивают по красоте со знаменитыми адажио симфоний Густава Малера.

Начало – 18:30
Цена билета – 400 руб.
Билеты можно приобрести в кассе Центра классической музыки по адресу: ул. Большая Московская, 28 (тел. 32-27-71, 32-63-65).

"Центр классической музыки" 2009 
Top.Mail.Ru © Разработка и продвижение сайта
«Студия Glory» 2009-2019