Анонсы событий

Вечные вопросы жизни и смерти, судеб человечества и всего мира - вот главная тема произведений, выбранных Маэстро Артемом Маркиным для концерта. Итак, музыканты ЦКМ исполнят два шедевра русской классики - "Остров мертвых" С. Рахманинова и "Поэму экстаза" А. Скрябина.

Своя тайна заключена в обоих сочинениях. В первой части концерта прозвучит симфоническая поэма Сергея Рахманинова "Остров мертвых", которая была написана в Дрездене в период с 1908 по 1909 годы.



Произведение посвящено Николаю Густавовичу Струве - другу Сергея Васильевича Рахманинова, композитору и музыкальному деятелю. Оно появилось под впечатлением от черно-белой репродукции картины швейцарского художника-символиста Арнольда Беклина "Остров мертвых", находящейся в Лейпцигской картинной галерее.



Вот как говорит об этом Владимир Мануилович Тропп, пианист и профессор Московской консерватории:

"В 1907 году во время исторических концертов русской музыки в Париже, где Рахманинов выступал как дирижер, он познакомился с репродукцией картины немецкого художника Арнольда Беклина "Остров мертвых". Впечатления от картины сложились в программу одноименной симфонической поэмы, где в качестве исходного тематического материала использован столь часто встречающийся у Рахманинова мотив "Dies irae" (мотив "Судного дня"). Премьера сочинения состоялась под управлением автора 18 апреля 1909 года в собрании Московского филармонического общества. Композитор дирижировал "Островом мертвых" и во время первой поездки в Америку осенью 1909 года. Когда в 1929 году отмечалось двадцатилетие его американского дебюта, Рахманинов с Филадельфийским оркестром записал это сочинение на грампластинку."

Сам же композитор вспоминал: "Впервые я увидел в Дрездене только копию замечательной картины Беклина. Массивная композиция и мистический сюжет этой картины произвели на меня большое впечатление, и оно определило атмосферу поэмы. Позднее в Берлине я увидел оригинал картины. В красках она не особенно взволновала меня. Если бы я сначала увидел оригинал, то, возможно, не сочинил бы моего "Острова мертвых". Картина мне больше нравится в черно-белом виде."



Во второй части концерта прозвучит "Поэма экстаза" Александра Скрябина. Литературной основой этого произведения стали стихи, которые написал сам композитор:
Дух,
Жаждой жизни окрыленный,
Увлекается в полет,
На высоты отрицанья.
Там, в лучах его мечты
Возникает мир волшебный
Дивных образов и чувств...



Скрябин был не только композитором и пианистом, но и философом. Он не имел специального философского образования, но уже с начала 1900-х годов принимал участие в философском кружке Сергея Николаевича Трубецкого, глубоко изучал труды Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. С годами философские воззрения композитора расширялись и трансформировались, но основа их оставалась неизменной. Эту основу составляла мысль о божественном смысле творчества и о теургической, преобразующей миссии художника-творца. Под ее воздействием формируется и содержание, "философский сюжет" произведений Скрябина. Этот сюжет изображает развитие и становление Духа: от состояния скованности – к вершинам самоутверждения. Взлеты и падения во всех музыкальных проявлениях – характерная черта стиля Скрябина.

Еще при жизни автора было опубликовано стихотворение Скрябина под названием "Поэма экстаза", в котором выражены литературными средствами творческие воззрения композитора. Оно не является в чистом виде программой одноименного симфонического произведения, это общая тенденция, относящаяся к его музыке в целом. Сам композитор сознательно не напечатал его при партитуре в качестве программы. "Дирижерам, которые захотят поставить Поэму экстаза, всегда можно сообщить, что таковой имеется, вообще же я хотел бы, чтобы относились сначала к чистой музыке", - писал он. Это лишний раз показывает, что Скрябин, хотя и стремился связывать свое творчество с отвлеченными философскими положениями, был прежде всего великим художником-музыкантом, для которого первенствующее значение имела все же сама музыка, ее специфическое образное содержание.

Музыкальный язык Александр Николаевич Скрябин не искал специально. Его язык, который все его современники единогласно признавали новаторским, был для Скрябина естественным проявлением, достойным средством для воплощения тех идей, которые он хотел донести до слушателей. "Я иду сказать людям, что они сильны и могучи, что горевать не о чем, что утраты нет! Чтобы они не боялись отчаянья, которое одно может породить настоящее торжество. Силен и могуч тот, кто испытал отчаянье и победил его", - писал композитор в своем дневнике.

Идея преображения, победы духовного начала над материальным видится Скрябину в следующей драматургической триаде: томление – полет – экстаз. Эти образы и психологические состояния пронизывают не только симфонические произведения, композитора, но и фортепианные миниатюры, ведь Скрябин был величайшим пианистом своего времени, активно концертирующим по всему миру.

"Поэма экстаза" - это непосредственное продолжение и развитие эстетических взглядов, которые проявились в Третьей симфонии Скрябина. Принцип сопоставления и взаимопроникновения предельно контрастных образов проводится здесь с еще большей остротой. Существуют даже условные названия мотивов, хотя в партитуре они не выписаны автором.

Весной 1907 года в Париже, где собрались многие русские музыканты, съехавшиеся для участия в "Концертах русской музыки", организованных выдающимся музыкально-общественным деятелем того времени С.П. Дягилевым, Скрябин показал присутствующим свою почти завершенную "Поэму экстаза". Еще более новая по идейному замыслу и музыкальному языку, нежели Третья Симфония, "Поэма экстаза" не сразу нашла понимание даже у таких передовых мыслителей, как Н. Римский-Корсаков и Сергей Рахманинов. Признание "Поэмы экстаза" и ее победное шествие по миру началось после блестящего исполнения произведения другом Скрябина, дирижером М.И. Альтшулером в Нью-Йорке 10 декабря 1908 года.

Завершится концерт исполнением финала последней, грандиозной кантаты Танеева "По прочтении псалма" на стихи поэта-славянофила Алексея Хомякова. В исполнении примет участие Владимирский камерный хор.

Еще в детстве Танеев слышал от матери стихи Алексея Хомякова. В 1914 (по другим сведениям — в 1912-м) году он обратился к стихам поэта, написанным в конце жизни, в 1858 году. Сорок стихов получили свое музыкальное воплощение в монументальном сочинении, посвященном памяти матери композитора, Варвары Павловны Танеевой.



Премьера состоялась в Петрограде 11 марта под управлением Сергея Кусевицкого. Танеев присутствовал на этом концерте. «По прочтении псалма» стала последним сочинением композитора, вершиной его творчества и художественным завещанием. После премьеры Б. Асафьев, впоследствии один из крупнейших музыковедов страны, академик, тогда начинавший свою деятельность под псевдонимом Игорь Глебов, писал: «Впечатление осталось столь сильное, какое только и может остаться после исполнения подлинно правдивых, живых произведений музыкального искусства, где слышится за каждым изгибом музыкальной мысли творческая воля и одухотворенное чувство композитора».

Заключительный двойной хор произведения «Мне нужно сердце чище злата, мне нужен брат, любящий брата, и воля крепкая в труде, нужна мне правда на суде!...» написан мощно и ярко, в этом финале в полной мере отразилось моральное кредо самого композитора.

Начало концерта - 18:30.

Цена билета - 400 рублей, льготные - (дети, пенсионеры) - 300.

Билеты можно приобрести в кассе Центра классической музыки по адресу: ул. Большая Московская, 28 (тел. 32-27-71, 32-63-65).