8 (4922) 32-63-65
   

Анонсы событий

…Мечтал о высшем: Божество прославить
И бездны духа в звуках озарить.

Металл мелодий он посмел расплавить
И в формы новые хотел излить...
В. Брюсов

Музыка Скрябина властно увлекает и захватывает слушателя страстностью высказывания, героически-волевым пафосом, огромным накалом выражаемых ею чувств. Когда приходится говорить о некоторых особенно характерных для Скрябина музыкальных образах, невольно напрашиваются такие определения, как «ослепительный», «лучезарный», «пламенный»...

«Я искал откровения, и оно не было мне дано», - говорил Александр Скрябин. Сказано не без юношеской гордыни. Но можно поставить акцент на другом: «искал!» В искании откровения, о котором оставил запись юный музыкант, — ключ к его творчеству.

К юбилейной дате Владимирский Губернаторский оркестр под руководством Артема Маркина подготовил исполнение Второй симфонии композитора, отражающей одну из ярких сторон его творчества.



Скрябина-симфониста влекли темы жизненной борьбы, преодоления препятствий, стоящих на пути человека: центральное место в этих произведениях занимают активные образы героического подвига. Музыка Скрябина отразила бунтарский дух своего времени, предчувствие революционных перемен. В ней соединились волевой порыв, напряженная динамическая экспрессия, особая «полетность» и утонченная лирика.

Над Второй симфонией Скрябин начал работу в 1901 году. После исполнения Первой симфонии в Петербурге и Москве он почувствовал себя более уверенным в новом жанре. И Скрябин задумывает новую симфонию, не просто музыкальное сочинение, а философскую концепцию, отражающую его мировоззрение. Ее внутренним замыслом было развитие от суровости и скорби, через дерзкий порыв, опьянение страстью и грозно бушующие стихии к утверждению силы и мощи человека. Подобный замысел укладывался не в традиционный четырехчастный, а в пятичастный цикл.

О финале композитор писал: «Мне нужно было тут дать свет... Свет и радость... Вместо света получилось какое-то принуждение, парадность... Свет-то я уже потом нашел». Торжество человека Скрябин хотел выразить не внешней торжественностью, а легкой игрой, смеющейся радостью. Таким образом, как и во многих симфонических циклах прошлого, начиная от Бетховена, основную идею произведения можно выразить словами «от мрака к свету» — и несмотря на привычность, даже некоторую банальность этой формулы, она наиболее точно отражает содержание симфонии.

Первым, кому Скрябин показал симфонию, был Римский-Корсаков, мнение которого Скрябин чрезвычайно ценил. В сентябре и октябре композитор дописывает симфонию и в следующем месяце отправляет партитуру своему другу и покровителю Беляеву. Тот, как всегда, показывает ее членам попечительского совета своего издательства. «После Скрябина — Вагнер превратился в грудного младенца с сладким лепетом», — пишет шутливо петербургский друг Скрябина А. Лядов. Премьера Второй симфонии состоялась в Петербурге 25 января 1902 года под его управлением.

А значит, на памятном концерте во Владимире Вторая симфония Скрябина прозвучит почти ровно день в день после премьеры 110 лет назад. Сейчас, по прошествии века, в ней явственно ощущаются преемственные связи с симфоническими концепциями великих предшественников, больше всего — Чайковского. Музыкальный язык этой симфонии, несмотря на большую сложность и остроту, удивительно целен и ясен. Ее волнующая сила не ослабела.



…Александра Николаевича Скрябина не стало весной 1915 г. Он умер от случайно возникшего общего заражения крови. Поэт Вячеслав Иванов написал:

Осиротела музыка. И с ней
Поэзия, сестра, осиротела.
Потух цветок волшебный у предела
Их смежных царств, и пала ночь темней...

Но осталась жить музыка Скрябина, трепетная, солнечная и волнующая.
Цена билета – 300 руб.
Справки по телефонам: 8(4922)32-54-95, 32-63-65


"Центр классической музыки" 2009 
Top.Mail.Ru © Разработка и продвижение сайта
«Студия Glory» 2009-2024