8 (4922) 32-63-65
   

Новости

"Поднялась трогательно-нежная жалоба флейты"

8 января 2016 г.

"И пела, медленно дыша,
Средневековая жалейка,
Семиотверстая душа"
И. Лиснянская

Итак, новый 2016-ый год в Центре классической музыки открыт. И открыт волшебным концертом. Концертом, который стал для нас событием.

На святочной неделе к нам впервые приехали флейтистка Зоя Вязовская и органист Игорь Гольденберг. Музыканты играют в лучших концертных залах Европы. А в эти рождественские дни они исполнили дуэтом красивейшую музыку Жана-Мари Леклера, Иоганна Себастьяна Баха, Вольфганга Амадея Моцарта, Иоганна Тобиаса Кребса, Камиля Сен-Санса и Франсиса Пуленка.

Этот концерт стал четвертым органным вечером в нашем Зале и продолжил программу выступлений серии "Орган +". Но продолжил в союзе с флейтой. Рассказывала, комментировала и представляла произвдения флейтистка Зоя Вязовская. Свободных мест практически нет ни только в партере, но и на балконе. Зал замер.

Сочетание "Орган + флейта" звучит ново, необычно, хотя история флейты и органа насчитывает тысячелетия. Изображения флейтистов археологи находят на фресках Древнего Египта и Греции. На флейте и органе играли во времена царя Давида. Они неоднократно упоминаются в библейской книге псалмов. Тростниковая дудка совершенствовалась в течение многих веков, пока не приобрела современный вид. Духовой орган также с трудом узнается в древнем прообразе. Однако эти инструменты с течением времени не теряют своей популярности, для них писали и продолжают писать композиторы.



Концерт начался. Голос Зои Вязовской захватывает, органично перетекает в звуки флейты, а где-то за ними - тягучий орган. Органист Игорь Гольденберг - на балконе. Флейтистка говорит с залом со сцены. Связь между музыкантами - на уровне интуиции, на уровне мысли и полузвука.



Да, за органом известный московский органист Игорь Гольденберг, друг и педагог Зои. Сама Зоя - флейтистка нового поколения. И флейта - не единственный ее инструмент. Она окончила музыкальные школы как пианистка, арфистка, скрипачка и флейтистка, с отличием закончила МГК им.Чайковского, а также Королевскую Академию Музыки в Лондоне. В 2010 Зоя дебютировав на международной сцене. Записи ее выступлений сейчас транслируются на радиостанциях Великобритании, Шотландии, Словении, Дании, Франции, Бельгии, Соединенных Штатов.

Сочетание лирического, романтического тембра флейты с величественным небесным звучанием органа - это словно диалог хрупкого творения со всемогущим Творцом.



Выступление Зои - первое в Центре классической музыки. Точно также, как и выступление Игоря Гольденберга. Он закончил Московскую государственную консерваторию как композитор, как пианист и как органист. В 1996 году закончил фортепианную ассистентуру-стажировку и Высшую Школу Музыки по классу органа в г. Лозанна (Швейцария), где получил дипломы "Мастер-концертный исполнитель" и "Мастер-солист". Игорь ведет концертную деятельность в качестве пианиста, органиста и композитора в России и за рубежом. И для Игоря, и для Зои знакомство с владимирскими слушателями стало приятным сюрпризом, музыканты не ожидали такого сердечного и теплого приема.

Да, сочетание флейты и органа, вопреки общему мнению, - не исключение из правил: оба инструмента имеют духовую природу звукоизвлечения. Для одних композиторов этот дуэт - закономерность, позволяющая лучше использовать и показать яркие музыкальные возможности инструментов. Для других - повод разнообразить музыкальные краски в создании музыкальных произведений.

Благодаря дуэту органа и флейты авторам удается создавать по-настоящему прекрасные и нежные композиции. Например, А. Вивальди или И.С. Бах написали подлинные шедевры для этого ансамбля. Правда, Зоя Вязовская отметила, что для владимирских слушателей она исполнила и сочинения, написанные изначально для скрипки.

Кажется, что флейта в руках Зои обладает особым даром: она может "присмирить воды", "усыпить ветер", "тронуть звуком травы, цветы и деревья". По выражению Гофмана, "поднялась трогательно-нежная жалоба флейты". Ее приезд надолго запомнится всем гостям этого вечера.



Флейта, часто упоминающаяся в сказаниях и мифах, часто изображаемая на полотнах художников, уже долгое время приковывает к себе внимание в силу ее различных амплуа. О ней писали В. Гюго, П. Валери, А. Пушкин и М. Лермонтов, А. Майков и Ф. Тютчев, Б. Окуджава и И. Бродский.

А вот как пишет о флейте древнегреческий поэт Овидий:
"Флейту находит сатир, дивится, не зная, что делать
С ней, и, подувши в нее. Слышит неведомый звук.
Пальцы к отверстьям прижал, набрал всей грудью дыханье, -
Вскоре искусством своим чваниться стал он средь нимф…".

"Центр классической музыки" 2009 
Top.Mail.Ru © Разработка и продвижение сайта
«Студия Glory» 2009-2024