8 (4922) 32-63-65
   

Пресса

Интервью с Маэстро

Сентябрь 2014 г.

Материал журнала "100ЛИЦа"

Маэстро Маркин, почему-то именно так хочется назвать его. Артем Эдуардович один из самых известных представителей культуры во Владимирском регионе. С его подачи в 1998 году в древней столице городе Владимире появился Губернаторский симфонический оркестр, который по сей день не оставляет нас равнодушными к музыке.Так сложилось, что именно этот год посвящен КУЛЬТУРЕ в нашей стране, а значит, и Владимирскому Губернаторскому симфоническому оркестру под руководством Артема Маркина наше более пристальное внимание.


Артём Маркин родился 6 июня 1969 г. в сибирском городе Барнауле в семье музыкантов. Окончил Владимирское музыкальное училище.

В 1991 г. проходил стажировку в Seattle Opera (США) на постановке тетралогии «Кольцо нибелунга» Рихарда Вагнера.

В 1998 году Артём Маркин окончил с отличием Российскую академию музыки имени Гнесиных в Москве (класс профессора Владимира Семенюка). В апреле того же года дебютировал в качестве симфонического дирижера с Ярославским академическим симфоническим оркестром. В 2000 году окончил специальный курс и аспирантуру искусств Государственной консерватории Нижнего Новгорода по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (класс профессора, народного артиста СССР Арнольда Каца).

В 1998 году Артём Маркин создал и возглавил Владимирский Губернаторский симфонический оркестр, став самым молодым в новой России главным дирижером и организатором собственного коллектива.



- Артем Эдуардович, так сложилось, что каждый год у нас в стране посвящен какой-либо сфере, 2014-й стал Годом культуры в России. Этот фактор как-то повлиял на вашу деятельность?

- Да, 2014 год стал Годом культуры в России, и тут нам, как говорится, карты в руки. Может быть, это совпадение, но именно в этом году мы ощущаем большее внимание и со стороны Областной администрации, и со стороны Министерства культуры. Если каждый год так к нам будут относиться, то все будет хорошо. Лично у нас каждый год – Год культуры.



- В начале лета мы стали свидетелями и зрителями масштабного и уникального музыкального проекта, который прошел в нашей области под вашим патронажем. Это была «Музыкальная экспедиция», расскажите про нее.

- «Музыкальная экспедиция» – это уникальное мероприятие, которое охватило не только знаковые культурные и исторические места, но и промышленность, ремесла, которыми мы должны гордиться. Мы давали концерты в Александровской слободе, Суздале, на территории усадьбы Храповицкого в п. Муромцево, в стекольном цеху хрустального завода в Гусь-Хрустальном, Муроме и завершили во Владимире.

Вдохновитель проекта, а также художественный руководитель виолончелист Борис Андрианов, так что это совместное детище. Музыкальная экспедиция стала для нас неким вызовом даже, потому что концерты проходили в уникальных местах и порой в экстремальных условиях, это я про Гусь-Хрустальный. На самом деле каждая точка на карте нашей экспедиции была не случайной, но больше хочется остановиться на двух концертах: в Гусь-Хрустальном и в Муромцево.

Гусь-Хрустальный, город с мощной ремесленной традицией, историей чуть было не канул в лету, но перед Новым годом была вновь запущена печь на хрустальном заводе, то есть началось возрождение. Огромную смелость по руководству заводом взял на себя Алексей Михайлович Русаковский, конечно, была поддержка губернатора Светланы Юрьевны Орловой. Так вот, была запущена печь, и это первый шаг к возрождению ремесла, которое дало имя городу… Мы жаждали об этом сказать, обратить внимание общественности и СМИ, поэтому мы дали концерт.

В Гусе был концерт прямо в цеху, рядом со стеклоплавильными печами, шлифовальным цехом, при этом процесс не останавливался, это технологический момент, печь нельзя останавливать. Музыкальный и производственный процессы шли параллельно и сливались воедино. Это потрясающая энергетика.

Концерт в цеху хрустального завода мы сделали бесплатным, яблоку негде было упасть, такой был аншлаг. Были люди, кому не равнодушна судьба завода, и они с радостью узнали, что завод возродили.

- Целая история получилась, и экспедиция была как нельзя кстати в Гусь-Хрустальном. Артем Эдуардович, в судьбе усадьбы Храповицкого в последние пару лет наметились существенные сдвиги, наконец, Владимиро-Суздальский музей-заповедник берет под свою опеку этот уникальный комплекс. Именно поэтому усадьба в Муромцево была выбрана еще одним местом «Музыкальной экспедиции»?

- Конечно, мы ведь за одно дело радеем. Кстати, очень приятно, что по нашим следам в начале сентября в усадьбе дали концерт «Виртуозы Москвы» Владимира Спивакова.

Усадьба Храповицкого была забыта всеми, хотя такой архитектурный комплекс мог стать мощным туристическим центром нашего региона. Но случилось то, что случилось, и наша задача - возрождать то, что было утрачено. К приезду экспедиции была проделана колоссальная работа Судогодской администрацией и ее чиновниками, они провели там масштабный субботник своими силами. Открылись старинные ступени, которые были покрыты толстым слоем земли и поросли деревьями. Но что самое интересное, к концерту в Муромцево, где находится усадьба Храповицкого, сделали все дороги в Судогде. Ничего не могу сказать про качество асфальта, доживет ли он до следующего лета, но сейчас они гладкие и ровные.

Усадьба привлекала и раньше туристов, но это была поездка дикарями. Наш концерт собрал около 3000 человек – это была хорошая презентация этого места, с освещением в прессе, с первыми лицами. Теперь, как говорится, все карты в руки Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику - закреплять этот успех.

- Артем Эдуардович, поправьте меня, если я ошибаюсь, но уникальность «Музыкальной экспедиции» еще в том, что культура действительно пошла в массы. Ведь не у всех есть возможность посетить Центр классической музыки или выехать в Москву, а тут такой подарок.

- Культура в массы – это наш принцип. Но чтобы вы понимали, для нас он имеет далеко не такое плакатно-приземленное значение. Он просто изложен броско и просто, но для меня имеет высокое значение. Культура в массы – это наша главная цель.

- Нам стало известно, что у вас в планах есть еще проекты, сравнимые по масштабам с «Музыкальной экспедицией». Могли бы вы поделиться с нами?

- В мыслях есть еще один интересный проект, рабочее название «Фестиваль Владимирской культуры и промышленности». Это развитие формата нашей музыкальной экспедиции, можно и так сказать. Смысл проекта в том, чтобы площадками для фестиваля стали производства Владимирского края, то есть это могут быть цеха Тракторного завода или ЖБИ. Это должны быть производства, которые составляют лицо нашего региона. Кстати, под словом «фестиваль» кроется не только концерт, параллельно ему должна идти выставка достижений региона. Такая передвижная ВДНХ, если угодно, получается.

Но, повторюсь, это пока на уровне идеи у меня в голове. Это достаточно нестандартный проект, хотя можно провести аналогию с тем, что было в СССР. Но тогда концерты давали на полевом стане и в цеху завода как раз с лозунгом «Культура в массы». Наш же проект нацелен на промоушен владимирских производств, ведь подобные мероприятия хорошо освещаются прессой, как региональной, так и федеральной.
- Артем Эдуардович, ожидается ли новая «Музыкальная экспедиция», которая так успешно прошла в этом году?

- Безусловно, новая экспедиция будет, маршруты мы уже прорабатываем. Открою завесу тайны, в маршруте будет линия композиторских усадеб, город Гороховец, юбилей которого мы будем отмечать в следующем году, город Ковров, как город воинской славы, и Мстера, как город древнего ремесла, который не лучшие времена переживает. Такой вот путь будет у нашей экспедиции, следите за новостями с СМИ.

- Вы упомянули композиторские усадьбы, которые есть в нашем регионе. Можно подробнее узнать информацию?

- Это усадьбы Маринино и Давыдово, где есть музеи Бородина и Танеева. Кстати, следующий год, 2015-й, будет годом Танеева, будет 100 лет со дня его смерти. Но есть и другие усадьбы… Сейчас вот на ум пришел замечательный замок графа Воронцова в Андреевском в Петушинском районе, там был санаторий в свое время. Конечно, он не в таком стиле, как замок Храповицкого, который я называю Русский Нойшванштайн. Воронцовская усадьба – это такой европейский стиль… И сейчас усадьба в плачевном состоянии, значит, мы должны приложить свои силы.

- Безусловно, новые крупные ивент-проекты нужны нашему региону, ведь у нас уже есть «Праздник огурца», «Фестиваль лаптя в Суздале», Фатьяновские чтения и так далее… На ваш взгляд, чем эти проекты полезны для жителей региона?

- Вы знаете, подобные мероприятия не только промо-нагрузку несут. Благодаря таким ивентам можно решить или начать решать большой социальный пласт проблем. Например, восстановление и развитие инфраструктуры. Еще 10 лет назад говорил о том, что в небольших городах нужно устраивать крупные культурные ивенты, тем самым оживляя их. Это мысли у меня не на пустом месте возникли, это опыт Европы, и успешный. Но обычно говорят: «Какие фестивали, вы сначала дороги сделайте там», - а оказывается, дороги могут быть следствием таких фестивалей. Ведь, чтобы хорошую дорогу сделать, по ней нужно куда-то приехать или кому-то. Нужны все время толчки, но это ведь и неплохо. Давайте пользоваться этим!

- Благодарю! Артем Эдуардович, в конце лета наш регион принял еще один крупный фестиваль. Это был Всероссийский фестиваль колокольного звона «Лето Господне», мероприятие масштабное, духовное, культурное и проходило два дня, на разных площадках. Расскажите, почему выбрали две площадки?

- Это масштабное мероприятие, которое собрало просто огромное количество зрителей, видно было, что люди приезжали со всего региона, часто семьями, много было туристов. Конечно, это мероприятие объединяет духовность и культуру, и в этом его уникальность. Фестиваль колокольного звона проходил два дня. Первый день – это традиционная точка, которую любят звонари, звонница Спасо-Евфимиева монастыря. Он уже благоустроенный и облагороженный, с налаженной музейной жизнью. В Спасо-Евфимиевом монастыре древние колокола, они представляют высокий интерес для звонарей, которые съехались со всей России… Это так же, как для скрипача интереснее на скрипке Страдивари поиграть, чем на каком-то новоделе, хотя новоделы бывают разные.

И вторая точка, которую мы выбрали, - Ризоположенский монастырь. Здесь колокола-новоделы, и огромное спасибо спонсорам, которых город Суздаль нашел, и набор колоколов удалось повесить. Так как это колокола-новоделы, для звонарей они интерес профессиональный представляют меньше, при этом сам Ризоположенский монастырь переживает не самые лучшие времена.

Когда я узнал, что Алиса Ивановна Аксенова тратит огромные силы, восхитился: какая все-таки героическая женщина, ведь ее сфера интересов никогда не ограничивалась рамками музея. И даже сейчас нельзя сказать, что она отошла от дел, наоборот, Алиса Ивановна в гуще событий. Она совместно с новой администрацией города Суздаля организовывала субботники в Ризоположенском монастыре. На самом деле на территории монастыря много зданий и сооружений, которые к нему не имеют отношения. Например, там был сгоревший кинотеатр, какие-то домики сгоревшие – все это вычистилось. Так же не определен юридический статус, потому что там есть и монастырь – епархиальная собственность, есть муниципальная собственность, есть такие необычные вещи внутри монастыря, как спортшкола, автошкола, гостиница. Скорее здесь было бы уместнее иметь паломнический центр, для туристов и паломников, которые бы сюда приехали.

Ризоположенский монастырь – это место с уникальной колокольней Преподобенской, которая является высотной доминантой Суздаля и даже района, потому что с ее высоты видно даже Кидекшу. Кстати, внутри Ризоположенского монастыря существовал уникальный Троицкий собор, который был взорван при советской власти. Есть целая история о том, как его уничтожали… стены собора были настолько крепкими, что вначале вырыли ров вокруг него и потом жгли, чтобы ослабить кладку. Сейчас он огорожен аллеей, и на фестивале был поставлен памятный знак 15 храмам, утерянным за годы СССР. Присутствовал Владыка Евлогий, все мероприятие с его благословения проходило…

Когда мы приступили к организационным моментам фестиваля колокольного звона, я позвонил Алисе Ивановне и предложил сделать особый акцент на Ризоположенском монастыре, чтобы привлечь внимание к нему на региональном и федеральном уровне, она сразу одобрила идею. Мы немедля приехали, все осмотрели, выбрали концертную точку. И звонари с удовольствием работали на этой высоченной колокольне, все прошло на высоком уровне. Но там, конечно, нужно продолжать работу с Ризоположенским монастырем. Такие культурные события нужно делать ежегодно, и хорошие культурные ивенты могут вполне стать визитной карточкой Владимирской области.

- Артем Эдуардович, помимо того, что вы - директор Центра классической музыки, главный дирижер Владимирского Губернаторского симфонического оркестра, вы еще и депутат городского Совета народных депутатов города Владимира. Расскажите, что вас побудило стать народным избранником и как вы совмещаете столь бурную концертную, общественную и депутатскую деятельность?

- Совмещать удается все сложнее и сложнее. Весной 2015 года полномочия городского Совета нашего созыва истекают, и я, мягко говоря, не уверен, что буду эту линию продолжать. Мне по душе больше бы пришлась общественная деятельность. Людям можно помогать и продвигать какие-то хорошие проекты, не будучи депутатом, а являясь просто общественником.

Все же я надеюсь, что за время своего депутатства принес пользу и городу, и людям. Мне депутатская работа принесла огромный опыт, ведь это уникальный шанс увидеть, как органы власти работают изнутри. Когда шел в депутаты, хотелось свои знания и опыт привнести в работу государственной машины. Да и людей искусства не так много в нашей региональной власти, в городском Совете я один, а в Законодательном собрании вообще никого нет.

Возможно, я разрушу стереотипы, наверное, сейчас. У нас принято ругать депутатов и чиновников, но… Работа чиновника весьма тяжелая: ненормированный рабочий день, особые профессиональные качества. Что касается депутатов, то тут большая ответственность, потому что к тебе идут люди за помощью, нужно погружаться и вникать в каждую проблему. На заседаниях городского Совета мы получаем огромные объемы информации, и приходится принимать очень взвешенные решения, чтобы не вступить в противоречие с твоей совестью, здравым смыслом. Еще это работа с большим количеством документов… на все это нужно время.



- В завершение нашей беседы просьба поделиться планами на ближайшее время. Что в Центре классической музыки готовят в новом сезоне?

- Концерты у нас идут практически круглый год. Например, у нас в Центре классической музыки в начале сентября прошел камерный концерт скрипача Алексея Лундина, первой скрипки «Виртуозов Москвы» Спивакова и пианиста Михаила Лидского. Сейчас мы идем к открытию сезона, это такая знаковая веха, потому что он начнется в преддверии празднования юбилея Владимирской области с яркой программой, которая будет состоять из русской музыки Танеева и двух его учеников - Скрябина и Рахманинова. Будущий год посвящен как раз нашему земляку, Сергею Ивановичу Танееву.

- Благодарю, Маэстро!

- Спасибо за беседу!

Текст: Евгений Ерофеев

"Центр классической музыки" 2009 
Top.Mail.Ru © Разработка и продвижение сайта
«Студия Glory» 2009-2024