Новости

"ПОКОЛЕНИЕ ЗВЕЗД" на Владимирской земле

28 ноября 2013 г.

Уже через день, 30 ноября, во Владимирской области стартует Всероссийский музыкальный проект "ПОКОЛЕНИЕ ЗВЕЗД". О миссии музыкантов Проекта и музыкальных традициях нашего региона - статья Михаила Бирюкова.

«Не дай вам Бог родиться во времена перемен», - уже давно привычно повторяем мы освоенную китайскую мудрость. – Воистину так. ХХ век, словно не желая заслужить упрек в потере стиля, полыхнул под занавес фейерверком проснувшегося вулкана, произведя в России очередное социальное землетрясение, масштабы которого современники еще не способны оценить. О них можно лишь догадываться. Их можно только чувствовать... Тревога, тревожность – металлический привкус на губах наших дней – симптом тектонической силы и необратимости происходящих перемен. Мир людей на всем пространстве «материка Россия» изменился и уже никогда не будет прежним. Не то ли происходит и за его пределами?

Однако, «времена не выбирают». Не выбирают, но проживают их по-разному. В этом человек всегда свободен. На палубе погружающегося в ледяные волны Северной Атлантики «Титаника» до последнего звучала музыка, которую исполняли люди, любившие жизнь совсем не меньше тех, что дрались за места в шлюпках. Кому в те трагические минуты нужна была их музыка? И разве это было «время музыки»? Большинству оно казалось минутами борьбы за существование. Однако помнится не то, как веслами мозжили друг другу руки в последней надежде цеплявшиеся за борта лодок. Помнится выбор музыкантов. Как вариант проживания выпавшего на твою долю времени – растянувшегося на годы или спрессованного в мгновения.

Оркестр «Титаника» преодолел «разумный» или «естественный» стереотип поведения в пограничной ситуации, то есть, совершил подвиг. У этого слова есть «родственник», который, как это и положено однокоренным словам, характеризует близкие по смыслу явления. Подвижничеством мы обычно называем свершение, в котором находим черты жертвенности, самоотречения, в служении вере ли, общественному долгу или своему ближнему. Это подвиг, как бы растянутый во времени - по форме менее драматический, но располагающий той же сутью – хранить человеческий образ и достоинство в обстоятельствах, которые этому не способствуют. Нынешнее «переходное», а прямее сказать, смутное время и является таким глобальным «обстоятельством». Оно многое разрешило человеку, подсунуло совести его многочисленные самооправдания, а главное окружило его каруселями подмен, выдавая ложное за истинное. Масштаб и универсальность этого недоброго карнавала, его победительность и нахрап таковы, что порой невольно приходишь в уныние. И тогда инстинктивно ищешь опору в иррациональном припоминании, что не то, мол, еще видела наша земля, не из таких передряг выбиралась. Эти исторические спасения персонифицированы в учебниках и худо-бедно объяснены. Но всегда в тени этих объяснений остается одна истинная и масштабная причина живучести российского «корабля». Во время самой страшной катастрофы, когда инстинкт самосохранения сметает всяческие табу и легко растворяет вечно тонкую культурную ткань, когда «все пропало» и крах неминуем, всякий раз обнаруживается наличие необходимого для общего спасения количества людей, которые, оставаясь верными своему человеческому долгу, могут и не совершать героических поступков, но, поступая неизменно по-человечески, обеспечивают некий совестный «золотой запас». Не в этом ли надежда и наших дней?!

Пусть не покажется натяжкой причисление к такому «золотому запасу» российских музыкантов, объединенных проектом «Поколение звезд». Несколько лет тому назад музыканту Борису Андрианову пришла в голову мысль организовать классические концерты с участием лучших молодых исполнителей в российской глубинке. По замыслу Бориса, «золотая» музыкальная молодежь, уже вкусившая славы, получившая свои первые призы на международных конкурсах и фестивалях, выступавшая в лучших европейских залах, - должна была ехать туда, где ее репертуар «вживую» не звучит никогда или почти никогда. С точки зрения вчерашнего столичного или питерского консерваторца большая часть «целей», выбранных Андриановым, была теми самыми местами, куда «Макар телят не гонял». Там нет ни филармоний, ни приличных залов. Зато - живут люди, живут почти всегда трудно, в заботе о насущном хлебе. В общем, затея казалась чистым «народничеством». Но поехали: раз, другой... И получилось! Легкий флер веселой авантюры, приключения увлекал музыкантов – молодые, ведь! Но в сухом остатке самым главным всегда был отклик на их музыку.

Таким образом, в век, когда по выражению Николая Гоголя, «всяк сам о себе хлопочет», они нашли себе дело – огромное по важности и совершенно бессребренническое. - Кому же не ведомы благородные порывы?! – скажет читатель. Однако время показало, что начинание Бориса Андрианова и его друзей не из этого ряда. «Музыкальное приключение» превратилось в постоянно действующий проект «Поколение звезд». В конце 2009 года Борис был награждён за эту работу премией правительства Российской Федерации в области культуры. С каждым новым сезоном к его «классической экспедиции» присоединяются все новые молодые солисты. Это тот самый случай, когда необходимо назвать всех поименно: Мария Алиханова (флейта), Екатерина Апекишева (фортепиано), Ирина Богданова (фортепиано), Борис Бровцын (скрипка), Дмитрий Булгаков (гобой), Дмитрий Илларионов (гитара), Полина Лаптева (скрипка), Юрий Медяник (баян), Заслуженный артист России Граф Муржа (скрипка), Алексей Огринчук (гобой), Заслуженная артистка России Елена Ревич (скрипка), Народный артист Республики Татарстан Рэм Урасин (фортепиано), Андрей Ярошинский (фортепиано)... Несмотря на молодость, все эти исполнители успели сделать себе имя в музыкальном мире и, откровенно говоря, могли бы выбирать совсем другие маршруты, чтобы в соответствии с веяниями «века сего» конвертировать талант и время не в «эфемерные» знаки признательности, а, например, в денежные знаки. Уверен, что их выбором руководит – осознанное или нет – чувство долга. И не столько по отношению к слушателям, к аудитории. Природа всякого искусства таинственна и не случайно зовется даром. Дар, полученный свыше, надо возвращать. Это и происходит на концертах «Поколения звезд».

За несколько лет они состоялись уже во многих городах России. Теперь музыканты – гости Владимирской земли. Это лидер проекта - виолончелист Борис Андрианов, гитарист Дмитрий Илларионов и скрипач Граф Муржа.

Еще в 1997 году композитор Даниил Шафран писал об Андрианове: "Борис Андрианов на сегодняшний день является одним из наиболее талантливых виолончелистов. Я не сомневаюсь в его большом будущем". Предсказание сбылось, будущее стало настоящим. После исполнения Концерта Боккерини в Берлинской филармонии газета "Берлинер тагесшпигель" опубликовала статью, озаглавленную "Молодой бог": "...молодой русский музыкант играет как бог: трогающий до глубины души звук, прекрасная мягкая вибрация и мастерское владение инструментом сотворили из неприхотливого концерта Боккерини маленькое чудо..." Да, именно, «как бог», потому что «боги» редко покидают свои заоблачные олимпийские выси, а Андрианов из блестящих залов в сентябре 2006 года спешил в разрушенный войной Грозный, чтобы люди, почти оглохшие от взрывов и почти ослепшие от ненависти, наконец, услышали музыку. Мудрено представить себе, как он все успевает: обширнейшая концертная география, активная организаторская работа по созданию новых арт-проектов, участие в музыкальных фестивалях по всему миру, преподавание в Московской Консерватории, работа в студиях звукозаписи...



Борис Андрианов

В 2003 году американская звукозаписывающая компания DELOS выпустила в свет совместный альбом Бориса Андрианова и его друга – активного участника «Поколения звезд» гитариста Дмитрия Илларионова. Этот альбом был тогда номинирован на премию «Грэмми». Однако сам Илларионов более всех своих успехов и побед на международных конкурсах ценит первое место на конкурсе Гитарной ассоциации Америки. Именно она позволила ему снискать признание мэтров гитарного исполнительства и открыла путь к гитарному Олимпу. В сентябре 2008 года Дмитрий добавил к внушительному списку своих достижений поистине историческую победу – гитарист увёз из Испании все возможные премии одного из самых престижных международных гитарных конкурсов: имени испанского композитора Франсиско Тарреги – Гран-при, премию публики и премию за лучшее исполнение сочинения Тарреги. Впервые за 42 года существования этого конкурса его победителем стал россиянин. "Этот триумф сделал его лучшим из лучших исполнителей за всю историю конкурса", - писала восторженная пресса.

Илларионов молод, но его уже сегодня называют гитаристом-виртуозом экстра-класса, отмечая удивительно филигранную технику и глубокую эмоциональность. Ему одинаково хорошо удается и старинная музыка, и гитарная классика, и современные опусы.



Дмитрий Илларионов

Граф Муржа, по всеобщему признанию, один из самых ярких, одаренных и востребованных европейских скрипачей. «Он родился со скрипкой в руках, и все пришло к нему естественно — красивый звук, огромный размах экспрессии, которая выражена через блестящую технику», - сказал о нем легендарный Иегуди Менухин.

Лауреат множества международных конкурсов, участник престижнейших музыкальных фестивалей, партнер по сцене самых известных коллективов и музыкантов, художественный руководитель фестиваля «Скрипка-бродяга» в Екатеринбурге, заслуженный артист России, Граф Муржа – частый гость ведущих сцен и концертных залов мира. В его руках уникальный инструмент Брешианской школы, работы итальянского мастера Бартоломио Обичи 1683 года.



Граф Муржа

Во Владимирской области в рамках проекта состоятся три концерта в разных городах – Суздале, Муроме и Владимире. Нельзя не сказать об одной особенности, отличающей эти выступления музыкантов «Поколения звезд». В противоположность многим местам российской провинции, где музыкальную традицию приходится не то чтобы даже возрождать, а скорее, создавать заново, на владимирщине она не прерывалась. Произошло это не случайно и не само собой. В течение последних десятилетий верным хранителем ее во Владимире был сначала Камерный хор под руководством Эдуарда Маркина, а позже и по сию пору – Центр классической музыки – беспрецедентное в современной России образование, можно сказать феномен, объединяющий симфонический оркестр, камерный хор и капеллу мальчиков под руководством Артема Маркина.

- «У вас оркестр европейского уровня!» - сказал пару лет назад владимирской публике композитор Владимир Генин. Видимо, именно этот самый «уровень» привлекает во Владимир лучших отечественных музыкантов. Николай Петров, Николай Луганский, Александр Гиндин, Вадим Руденко, Денис Мацуев, Александр Князев и многие другие блестящие исполнители выходили и выходят на сцену ЦКМ. Год от года все сложнее становится репертуар коллективов Центра. С каждым новым сезоном все более нюансированным - взаимодействие со слушателями и средствами массовой информации. Много времени и сил отдается работе «на земле» - в селах и районных городах области. Результатом этих усилий, наверное, стоит считать медленное, но верное формирование местной слушательской аудитории. И пусть ее музыкальная эрудиция и вкус оставляют простор для совершенствования, главное, что она уже есть.

По-другому дело обстоит в Муроме, где у фестивального проекта «Поколение звезд» тоже нашлась опора - в лице автономной некоммерческой организации «Филармония». Если владимирский Центр классической музыки – учреждение культуры со статусом и бюджетом, с инфраструктурой, штатом и традициями, муромская «Филармония» - это просто человек. Один. Зовут человека Елена Пономарева. В 1995 году ей пришла в голову мысль, что немаленький Муром не может обходиться больше без классической музыки, и она пошла на прием в мэрию. Власть теоретически согласилась и даже обеспечила поддержку, тоже, впрочем, теоретическую. С ней «Филармония» дожила до наших дней и уже готовится к своему 20-летнему юбилею. За эти годы, благодаря Елене Пономаревой, горожане слушали Михаила Лидского, Екатерину Мечетину, Андрея Коробейникова, Филиппа Копачевского и многих других замечательных музыкантов. И пусть частная филармония мыкается по углам, не имея постоянного зала, а приезжающие «звезды» довольствуются частным гостеприимством Елены Пономаревой, пусть теоретическая поддержка муниципалитета так и осталась теоретической, - музыка в Муроме все-таки звучит.

В Суздале партнером «Поколения звезд» выступает Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Есть понятие градообразующих предприятий. О ВСМЗ можно сказать, что он давно уже вышел за рамки своей музейной функции и стал для области и городов, где находятся его филиалы – культурообразующим фактором. Широкую известность получили суздальские этнографические фестивали, интересны издательские проекты, все более активной становится кооперация с Центром классической музыки в организации музыкальных событий. Такую «экспансию» можно только приветствовать.

Говорят, что существует статистика, согласно которой, аудитория классической музыки во всем мире составляет лишь один процент. Если цифра верна, возможно, это, пусть и несколько неожиданный, но яркий индикатор неблагополучия современного мироустройства. Музыканты «Поколения звезд» и все те, кто им помогают, не теряют надежды изменить мир к лучшему.

Михаил Бирюков