Новости

Артем Маркин: «Мы мыслим образами, а не калькулятором»

26 марта 2014 г.

Интервью директора Центра классической музыки, дирижера Владимирского Губернаторского оркестра Артема Маркина газете "Владимирские Ведомости"

Артем Маркин ‑ один из тех людей, дело и талант которого не только неотделимы от имиджа Владимирской области, но и совершенствуют его. Он ‑ один из тех творцов, по кому о регионе-33 судят и соседи по России, и иностранцы. Как мы выглядим в глазах других? Лапотным «подбрюшьем Москвы» или динамичным регионом, где ценят и любят, в частности, высокое искусство? Об этом ‑ и о многом другом ‑ наше интервью с Артемом Маркиным. Точнее, не интервью даже, а диалог двух давних друзей.

- Артем, давай вначале поговорим о текущем. Сейчас на слуху Крым и все, что с этим связано. В частности, большое значение для граждан России имеет и позиция деятелей культуры по этому вопросу. Так уж традиционно повелось, что «поэт в России больше, чем поэт». «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином...» Словом, ты понимаешь вопрос: с кем вы, мастера культуры?

- С кем мастера культуры? Есть разные позиции. Вернее, два полярных мнения. Всем известно нашумевшее письмо деятелей культуры в поддержку действий президента в связи с украинскими событиями. Это очень представительный список. Среди подписантов ‑ люди даже не всероссийской, а всемирной известности: Валерий Гергиев, Денис Мацуев, Юрий Башмет. Сразу после подписания и обнародования этого письма они подверглись настоящей травле со стороны так называемой «либеральной оппозиции». Было множество просто человеконенавистнических комментариев в их адрес. Выраженная поддержка государства у нас до сих пор автоматически приравнивается к проявлению конформизма, «прогиба» под государственную машину. А в случае с украинской и крымской темой ‑ еще и к некоему «разжиганию войны», «оккупации территории братского народа». Я всегда готов принять и постараться понять любое альтернативное мнение. Но в данном случае мы видим явную подмену понятий. Законное присутствие нашего контингента в Крыму уж никак нельзя назвать военным вторжением. И если другие регионы Украины, скорее, напоминают республику «Гуляй-поле», то как раз в Крыму хирургически точно была обеспечена безопасность жителей.
Есть такое часто употребляемое в применении к западным странам понятие, как «цивилизованный мир». Так вот сегодня, как ни странно, в связи с ситуацией на Украине мы сталкиваемся с совершенно дикими культурными проявлениями. Уже даже появился термин «гастрольные войны». Я называю это своего рода культурным терроризмом ‑ когда поношениям за высказанное мнение, за гражданскую позицию подвергаются выдающиеся музыканты, отменяются их гастроли, разворачиваются кампании по их отстранению от работы в известных зарубежных коллективах.
Если таковы «культурные санкции» Европы, то они направлены исключительно против народов самих этих стран ‑ им не доведется услышать концерты наших музыкальных звезд.
Возвращаясь к разногласиям культурной элиты внутри страны, могу сказать, что это во многом спровоцированная и искусственно созданная ситуация, не подкрепленная «золотым запасом» русской культуры.

- Знаешь, а я думаю, не результат ли это завышенного самомнения нашей культурной элиты, преувеличения ее роли в жизни общества? Давай скажу провокационное: во всех странах роль культурной элиты сведена к функции обслуживающего персонала. Я имею в виду и музыку, и театр, и кино, и журналистику с литературой. Была четко обрисованная функция: развлекать власть и население. Теперь эта функция стала бизнесом, особенно в кино и медиа. У нас же в России даже сегодня, в, казалось бы, сугубо прагматичный век, мнение кинорежиссера или артиста ‑ даже по вопросам экономики, политики, то есть по темам вне профессиональной компетенции художника - более весомо в массах, нежели мнение экономиста или лидера партии. Ты согласен? И если да, почему это так?

- Я согласен, это свойственно русскому менталитету, русской культуре в широком смысле слова. В этом нет ничего плохого, это данность - русский человек часто живет не рассудком, а эмоциями. А экономический аналитик редко бьет по нашим эмоциям. У нас в чести не калькулятор, а глагол... Тем большая ответственность в сохранении даже целостности государства ложится на плечи художника. А дальше ‑ дело чести и совести каждого из них.

- Ну раз так, то 2014 год должен стать особенным для всех граждан России. Это ведь Год культуры. И наша с тобой Владимирская область станет одним из федеральных центров этого события. Что, по-твоему, должно стать главным результатом этого Года?

- Первое ‑ решение о проведении такого Года ‑ это сигнал федерального центра во все регионы и муниципалитеты о важности сбережения и развития нашего уникального исторического наследия. Второе ‑ это очень конкретные и предметные меры по материальной поддержке работников культуры. Я имею в виду не только повышение зарплат, хотя это очень важный аспект. Я имею в виду инвестиции в коллективы, в реставрацию памятников, ремонт и строительство концертных залов, домов и дворцов культуры. Третье ‑ объявив 2014 год Годом культуры, президент сигнализирует элите и обществу: я считаю это важным для дальнейшей модернизации страны, поэтому, ребята, будьте добры и вы считать это важным. Четвертое ‑ Год культуры - это колоссальная возможность пропаганды нашего великого наследия за рубежом. А это, в свою очередь, и рост имиджа России, и интеграция нашей культуры в мировую, и ‑ не забывайте ‑ элемент соревнования национальных ценностей с условно «голливудскими».

- В последнее время появился новый бренд - «оркестр Маркина». Говоришь эти два слова ‑ и уже никому не надо объяснять, что это Губернаторский симфонический оркестр, что это Центр классической музыки... Как, допустим, «Мерседес». Сказал ‑ и больше ничего не надо. И так все знают: высшее качество, престижность, солидность. Кстати, такое брендирование твоего оркестра пошло с легкой руки губернатора Светланы Орловой?

- Ну, думаю, отчасти да ‑ Светлана Юрьевна за год своего губернаторства много внимания уделяла и уделяет поддержке лучших коллективов области. Выделяются средства. Нам впервые за многие годы покупают новые инструменты высокого класса. Есть внимание и к бытовым нуждам оркестрантов, к решению жилищных проблем.
С другой стороны, мы ведь и сами много лет целенаправленно и успешно работали на этот имидж. Наша аудитория знает: если оркестр Маркина выступает ‑ это хорошее качество. Если к нам во Владимир приезжают солисты и работают с нами ‑ это солисты мирового уровня. Уверяю тебя: тот же Мацуев далеко не с каждым коллективом будет работать. И не во всякий город поедет. Так что «оркестр Маркина» ‑ не только бренд, но и тренд.
Хотел бы сказать еще вот что. Светлана Юрьевна на своем веку многое и многих повидала. Она не только любит, ценит и чувствует высокие образцы культуры как человек, как личность. Она прагматично в хорошем смысле разбирается в вопросах культуры. Она понимает: два притопа, три прихлопа ‑ это не наш уровень. Им в регион не заманишь ни туристов, ни ценителей настоящего искусства. На этом не слепишь имиджа области, как одного из духовно-культурных центров страны. А вот такие масштабные штуки, как выступление в замке Храповицкого, как всероссийский фестиваль Танеева ‑ это проекты европейского, мирового уровня. Это не только свежо и ново. Это мощно. Об этом будут говорить. На это будут приезжать. Это ‑ а не какие-нибудь дрянные дороги ‑ будет визитной карточкой области.
Хотя и дороги мы когда-нибудь тоже сделаем. И как раз развитие своих культурных брендов даст и импульс, и дополнительную возможность их строительства. И далеко не случайно Светлана Юрьевна включает в состав официальных владимирских делегаций наши ведущие коллективы. В Сочи. В заграничные поездки. В Крым вот тоже. Это нечто такое, что вроде бы эфемерно: ну подумаешь, «Русь» спела в Севастополе... А на самом деле это важнейшая для любого человека вещь ‑ увидеть привлекательное лицо, яркое и открытое, доброе и мелодичное сердце партнера. Это рождает то, чего не купишь ни за какие деньги ‑ доверие к нам, привлекательность России, Владимирской области в глазах тех, кто нас слушает.
Но я еще добавлю ‑ наша работа ведь не только и не столько «на экспорт». Оркестр много и плодотворно выступает в городах и районах области, в сельских ДК и в производственных коллективах. Доходит до того, что, когда мы играем в деревнях, у ДК останавливаются тракторы-комбайны. И механизаторы, ехавшие вроде бы мимо по своим делам, заходят, слушают нас, узнают о том, что в мире есть божественная музыка в достойном исполнении. Разве это не результат нашей работы, которая станет еще более интенсивной в Год культуры? Подарить землякам волшебство, красоту, расширить горизонты их жизни, дать нашим детям впитать все это чудо: музыку, полет души ‑ это наша главная цель. Над этим и работаем.

Автор: Игорь Ефремов
Фото: Владимир Чучадеев