Новости

Как заставить солиста сыграть «на бис»?

8 декабря 2011 г.

Этим вопросом слушатели задавались, пожалуй, с самого начала концерта, заранее зная, что Вадим Руденко принадлежит к числу тех уникальных пианистов, чье выступление всегда хочется растянуть как можно дольше.

Сюита Александра Цфасмана в исполнении Руденко не обманула ожиданий: легкая, искрометная, яркая музыка этого сочинения блистала всеми гранями. Четыре части сюиты – «Снежинки», «Лирический вальс», «Полька» и «Быстрое движение» – пролетели «на одном дыхании».









Автор сюиты, Александр Наумович Цфасман, известный композитор, пианист и дирижер, долгие годы плодотворно работал в области эстрадной и джазовой музыки в СССР.

Двадцатилетним студентом консерватории Цфасман организовал первый в Москве профессиональный джазовый коллектив, получивший название «АМА-джаз» («АМА» — Ассоциация московских авторов), который вскоре дебютировал в Артистическом клубе. Взыскательная публика горячо приветствовала молодых музыкантов и руководителя ансамбля — солиста-пианиста А. Цфасмана.







В начале 30-х годов состав оркестра увеличивается. Сюда приходят многие талантливые музыканты. В эти годы в репертуаре оркестра появляются не только обработанные А. Цфасманом танцевальные пьесы зарубежных авторов, но и новые произведения, созданные им самим. Среди них — фокстрот «Звуки джаза», оригинально инструментованный Цфасманом, шуточная песня на стихи В. Трофимова «Неудачное свидание», сразу завоевавшая необычайную популярность (помните, «Тебя просил я быть на свиданье,/Мечтал о встрече, как всегда./Ты улыбнулась и, чуть смутившись,/Сказала "Да, да, да, да"?), и многие другие. Во всех этих пьесах Цфасман выступил и как самобытный аранжировщик и дирижер, и как пианист-виртуоз.

Широкую популярность принесли оркестру граммофонные записи, расходившиеся по стране огромными тиражами.

Цфасман создал оригинальный, присущий только ему стиль исполнения, в котором острая ритмичность сочетается с виртуозным пианистическим мастерством, в то время никем не превзойденным. «Меня неизменно восхищает в нем неистощимый запас энергии, творческой выдумки, изобретательности, — говорил композитор Андрей Эшпай, — причем Цфасман всегда остается Цфасманом, ни на кого не похожим, самобытным исполнителем. Здесь сказывается и большая культура, блестящее мастерство и увлеченность искусством».







Исполнение сюиты Цфасмана Вадимом Руденко, пожалуй, как раз и является продолжением и развитием этого уникального авторского стиля самого композитора.

Публика долго не желала расставаться с солистом, аплодисментами снова и снова вызывая его на сцену. Не устояв перед напором зала, пианист повторил одну из частей сюиты, так увлекшей слушателей.







«Мы, композиторы, — говорил Александр Наумович, — должны стремиться писать такую музыку, которая бы трогала и волновала своей задушевностью, увлекала и веселила темпераментом, выдумкой, озорством».
Что ж, в исполнении таких мастеров фортепианной школы как Вадим Руденко, музыке Цфасмана удается выполнять эти задачи и по сей день.