«Музыка - лучшая политика, она всех объединяет». Интервью Артема Маркина в газете "Владимирские ведомости"
3 марта 2012 г.
Известный музыкант и культур-менеджер рассказал «Владимирским ведомостям» о феномене любви владимирцев к классике, о музыкальном слухе, о художнике в политике и о своих концертах в районах области, на которые приезжают механизаторы на своих комбайнах.
О феномене оркестра - Артем Эдуардович, вопреки расхожему мнению о культурной деградации российской провинции музыкальная жизнь Владимирской области полна классики. Признайтесь, что помогло вам и вашему коллективу сделать классическое искусство востребованным и, если хотите, модным?
- Успех симфонического оркестра во Владимире можно назвать нашим региональным феноменом. С одной стороны, его можно объяснить тем, что наш коллектив выступает не только с симфонической музыкой. Наш репертуар многообразен: тут и опера, и балетные постановки, и джаз, и качественная эстрадная музыка, и многое другое. Наш коллектив абсолютно универсален. С другой стороны, большую роль играет то, что мы так поставили дело, что нам удается привлекать во Владимир многих качественных солистов мирового уровня. Не погрешу против истины, если предположу, что если бы не наличие во Владимире Губернаторского симфонического оркестра, Центра классической музыки, эти солисты вряд ли приехали бы во Владимир. Третье важнейшее обстоятельство ‑ это то, что Владимирский Губернаторский симфонический оркестр на 90 процентов сформирован из наших местных музыкантов. Наличие у нас в области качественных музыкальных учебных заведений ‑ это наше серьезное конкурентное преимущество. И, конечно, важнейшую роль играет всесторонняя поддержка нашей работы со стороны губернатора области Николая Виноградова и руководства области. Так что я могу сказать, что в нашем случае счастливо сошлись звезды. И это все вместе взятое ‑ отчетливый знак того, что в нашем регионе ценят классическое, настоящее, проверенное временем искусство.
- Как вам удается приглашать во Владимир звезд уровня Дениса Мацуева, звезд, гастроли которых случаются далеко не во всех крупных городах мира?
- В первую очередь, согласие звезд выступать с нашим коллективом в нашем городе ‑ это знак высокой репутации Губернаторского симфонического оркестра. Во-вторых, большую роль играют мои личные контакты с ведущими солистами. Конкретно с Мацуевым нас познакомил один общий друг. Этот музыкант выступал у нас. Как-то после репетиции он позвонил Денису и поделился своими впечатлениями от оркестра и нашего зала. Он сказал: «Денис, здесь, во Владимире, есть замечательный коллектив, великолепный зал, отличный дирижер». Денис совершенно лишен «звездной накипи», комплекса «столица-провинция». Прошло какое-то время, он мне позвонил и спросил, играем ли мы вот такое-то произведение. Да, мы играем. Он приехал, мы сыграли эту вещь после всего одной репетиции. Началась дружба, которая вылилась не только в совместные концерты, но и в сотрудничество в проекте «Новые имена». Именно Денис порекомендовал наш коллектив для выступления в святая святых классической музыки ‑ Большом зале Московской консерватории ‑ на открытии юбилейного фестиваля «Новых имен».
О звуках музыки
- Сколько сейчас музыкантов в оркестре? Как стать участником вашего коллектива?
- Сейчас у нас 60 музыкантов. Как стать? Как правило, мы не устраиваем сольных прослушиваний, потому что музыкант может быть прекрасным солистом, но не смочь работать в коллективе. Соискателей сажаем в оркестр, проходит какое-то время практики в совместной работе, и, если человек нам подходит, мы вступаем в деловые отношения. Текучки у нас практически нет, здесь тоже счастливо сошлись звезды.
- Мне очень интересно, как музыкант слышит музыку? Он ее слышит, он ей думает?
- Музыка для меня ‑ это особый язык. Я его слышу, улавливаю отовсюду вокруг себя. Этот язык имеет свой печатный, визуальный код ‑ ноты. Конечно, этому обучают, есть веками отработанные технологии. В принципе, технология игры ‑ чрезвычайно важная вещь для музыкантов оркестра, но часто им нужно давать и некий образ исполняемой музыки. А дирижер оркестра в каждый конкретный момент времени должен обладать как бы тройным слухом: слышать то, что играется в настоящий момент, показывать музыкантам то, что они должны играть в следующий момент и вместе с тем оценивать то, что они только что сыграли секунду назад. Если все это наложить друг на друга, будет адская какофония. Но мы это дифференцируем в своем сознании.
- И еще один вопрос дилетанта. Почему одна и та же музыка, записанная одними и теми же нотами, в исполнении разных солистов и оркестров звучит по-разному?
- Это как чтение одних и тех же стихов различными актерами ‑ каждый делает это по-своему, по-разному расставляет акценты, очень индивидуально пропускает произведение через себя. Кстати, и сочинение музыки можно сравнить с поэзией. Ведь поэты оперируют тем же набором слов, что и остальные люди. Только один ‑ графоман, а другой, используя тот же инструментарий, пишет великие стихи.
О политике
- Артем Эдуардович, а как получилось, что вы, музыкант, занялись политической деятельностью?
- Вообще я считаю, что музыка ‑ лучшая политика, она всех нас объединяет. Я считаю, что мое решение баллотироваться в депутаты Владимирского городского Совета ‑ это возможность отдать определенный долг своему городу, его жителям, людям, которые меня поддерживают. Кроме того, политикой я всегда интересовался, она мне всегда интересна.
- В ходе избирательной кампании вы не раз встречались с избирателями. Часто это люди, которые далеки в своих музыкальных пристрастиях от классики. Вы можете говорить с людьми о текущих крышах и унитазах, о графике движения автобусов и тарифах на ЖКХ?
- У меня уже был директорский опыт, и к тому времени я уже умел не только о музыке говорить, но и с прорабами поматериться, и о теплосетях подумать, и рабочих гонять. Рабочие вообще поначалу меня воспринимали как настоящего прораба. Все они, кстати, в итоге стали благодарными слушателями нашего оркестра, частенько сидели на репетициях, приобретали для себя диски. Вспоминаю, они поначалу никак не могли понять, что же делаю я. Дескать, музыканты оркестра ‑ понятно, они играют. А что делает дирижер? Просто палочкой машет? Начинаешь объяснять, что с помощью жеста я передаю образ исполняемой музыки...
О музыке под звон бокалов
- Вы часто выступаете на приемах, торжествах, корпоративах, в ходе которых бывают фуршеты, и люди, для которых вы играете, звенят вилками и бокалами, жуют, разговаривают друг с другом. Вас такая обстановка не напрягает?
- Мы рассматриваем эту часть своей работы как культурное окормление нашей области. Тому, что во время нашего выступления люди что-то едят и пьют, я не придаю никакого значения. Это просто профессионализм ‑ мы на мероприятии как «при исполнении». Это не концерт в зале классической музыки, это совершенно другой жанр, другое профессиональное направление. Кстати, бывает и так ‑ люди бросают есть-пить и слушают нас. Словом, наше дело ‑ создать классную атмосферу торжества, которая помогает людям общаться, поднимает уровень мероприятия, дает понимание того, что такое хорошо и стильно.
- Вернемся к вашему культурному окормлению. Оркестр ведь часто выступает в районах области.
- В советские времена широкое привнесение культуры было частью государственной политики. Политика исчезла, а инфраструктура, а главное ‑ тяга людей к прекрасному, осталась. Ведь на наши концерты приходят все жители, и не только местная интеллигенция: медики, учителя, библиотекари. Вот мы играем, скажем, в Шихобалово. Едет мимо механизатор на комбайне. Останавливает возле ДК свой комбайн и идет к нам, слушает. Его никто не загоняет в зал ‑ но он чувствует потребность услышать эту музыку. Такие выступления перед жителями нашей области я очень высоко ценю. Не убиты наши люди попсой и шансоном, не убиты! Но высокая задача настоящей, думающей о будущем страны власти ‑ пропагандировать высокое искусство, а не делать из народа гопоту.